Получи документы

Консультация для родителей «Умную речь приятно послушать. Цикл упражнений для формирования образной речи»

Наталья Леднёва
Консультация для родителей «Умную речь приятно послушать. Цикл упражнений для формирования образной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Тема:

«Умную речь приятно послушать»

Цикл упражнений для формирования образной речи

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов-«сорняков». Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

Публикация «Консультация для родителей „Умную речь приятно послушать, Цикл упражнений для формирования образной речи“» размещена в разделах

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. Уверены: развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников: ребенок, владеющий ее основами, быстрее наладит контакты даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют их в своей речи.

Наша задача - познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Игры, предлагаемые нами, помогают дошкольникам узнавать значение новых слов, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, пони мать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и короткие связные тексты; объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения; осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов; самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с

контекстом; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные тексты.

Что мы делали?

Цель. Учить употреблять глаголы в на стоящем, прошедшем и будущем времени, в повелительном наклонении.

Взрослый произносит четверостишие, дети выполняют соответствующие движения.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе засмеемся.

Затем дети отвечают на вопросы.

• Что мы делали сначала? (Хлопали.)

• А затем что мы делали? (Топали.)

• Что мы еще сделали? (Повернулись, засмеялись.)

Дети встают в круг, в центр которого взрослый приглашает любого ребенка.

Педагог. Что ты сначала будешь делать? (Я сначала буду хлопать.) Что делает Ира? (Хлопает.)

Далее он задает вопросы и про другие действия. Дети отвечают, что Ира топает,

поворачивается, смеется и т. п. Взрослый предлагает детям дать Ире задание

выполнить то или иное движение, напоминает, что обращаться к девочке надо вежливо, ласково: «Ирочка, попрыгай, пожалуйста! Ириша, подойди к двери» и т. п.

Ты кто?

Цель. Учить правильно, употреблять глаголы, называть признаки предметов.

К детям приходит говорящая кукла Таня, она читает стихотворение А. Барто:

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду,

Я сама его найду.

Педагог. О ком говорит Таня? (О козленке.) Что она о нем рассказала? (Ответы.) Что Таня делала? (Читала стихи. рассказывала.) Что она сейчас делает? (Сидит, машет рукой.) Сначала вы слышали Танин голос: она говорила, а теперь она. (молчит, замолчала).

Как вы думаете, что Таня умеет делать? (Ответы.) А теперь расскажите ей, что вы

умеете делать. (Рисовать, мыть посуду, играть, гулять и т. п.)

У Тани был козленок, а у вас будут другие животные. Сейчас я вам раздам картинки, и вы превратитесь в животных, которые на них нарисованы.

Дети рассматривают картинки.

Педагог. Ты кто? (Собачка, слоненок, волчонок, тигренок и т. п.) Какой ты, тигренок? (Полосатый, пушистый, красивый.) Что ты умеешь делать? (Рычать, играть, резвиться.) Таким образом опрашиваются все играющие. В случае затруднения взрослый привлекает к ответам других детей.

Что делает Буратино?

Цель. Учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

В гости к детям приходит Буратино.

Буратино. Поиграйте со мной, пожалуйста! Я буду давать вам задания, вы их

выполняйте, а потом я сделаю все, о чем вы меня попросите. Или сделаем наоборот: сначала вы предложите мне что - то сделать, а потом я вас попрошу выполнить мои просьбы.

Взрослый (подсказывает). Попросите Буратино поскакать (поскачи, попрыгать

(попрыгай, потанцевать (потанцуй, помахать рукой (помаши рукой). И т. п.

Затем Буратино дает задания детям и в первую очередь называет слова, которые

вызывали у них затруднения (поскачи, по маши и т. п.). Эти задания могут давать и

любые другие персонажи (кукла, Незнайка, другие дети, взрослые).

Кто играет с Таней?

Цель. Учить называть признаки и действия предмета, пользоваться вежливой формой обращения, осмыслить значения слова гладить.

В гости к кукле Тане приходит котенок. Дети рассматривают его и отвечают на

вопросы.

• Какой котенок?

• Что умеет делать котенок?

• Что он будет делать, если его погладить?

Педагог. Котенок убежал. Ласково попросите его

вернуться. (Котик, дорогой, вернись к нам, пожалуйста) Вернулся котенок. Обрадовалась Таня, решила его погладить. Что делает Таня?

(Гладит.) Кого? (Котенка.) Что делает котенок, когда его гладят? (Выгибает спинку, весело мурлычет.)

Решил котенок пойти на улицу погулять, а Таня говорит: «Надо платье и маечку погладить».

• Что ей для этого нужно? (Утюг.)

• Для чего нужен утюг? (Чтобы гладить.)

• Что можно гладить утюгом? Как все

это назвать, одним словом? (Одежда.)

Погладила Таня свою одежду, надела, повязала

котенку на шею выглаженный бантик. Погладила

Таня котенка, он радостно замяукал, и они пошли гулять (см. рис. 1,2).

«Таня веселая и грустная»

Цель. Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Педагог. Пришла Таня с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и. (заплакала, загрустила). Если Таня грустит, какая она? (Грустная, печальная, расстроенная.) Если Таня грустная, она. (грустит). А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.) Раздается стук в дверь.

Педагог. Это котенок! Что он сделал? (Вернулся.) Сначала он. (убежал, а потом. (вернулся). Посмотрите на Таню. Она сразу. (повеселела, развеселилась, об радовалась). Если она повеселела, то какая стала? (Веселая.) Если Таня обрадовалась, то какая стала? (Радостная.) Придумайте рассказ о Тане, о том, как она сначала была грустной, а потом веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю про Таню.

Рассказывают двое детей по очереди. Первый ребенок - о том, что случилось с Таней (заблудилась в лесу, потеряла ключ от дома, сломала любимую игрушку, а второй продолжает рассказ, придумывая ситуацию, которая развеселила Таню «Найди ручку»

Цель. Учить составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных

значениях. Дети отвечают на вопросы, которые за дает взрослый, заканчивают начатые им предложения.

• Таня начинает гладить утюгом. Чем берет Таня утюг? (Рукой, ручкой.) А за что она держит утюг? (За ручку.)

• У меня рука большая, а у Тани? (Маленькая.) Как мы называем ласково руку ребенка? (Ручка.) Какие еще предметы называются словом ручка? (Которыми пишут.)

• А теперь объясните, что я буду делать. (Кладет ручку на стол, берет чашку, дер жит ее за ручку.) (Кладете, берете, держите.)

• Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома? (Ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, вилки и т. п.) Заканчивайте предложения, которые я начну. Ручкой можно. (писать). Ручку можно на стол. (положить). За ручку можно чашку. (держать, брать, взять). У кастрюли две. (ручки).

• Для чего нужна ручка? (Ответы.) Вспомните: что сказала Таня, когда при шла к вам? (Здравствуйте.) А теперь что она делает? (Прощается, машет ручкой, говорит: «До свидания!».)

«Расскажи про ручку»

Цель. Учить составлять рассказы со словом ручка.

• Кукла Таня спрашивает у детей, какие предметы в их доме имеют ручки, для чего нужны ручки. Дети могут называть ручки кастрюли, кружки, сковороды, зонтика. Таня предлагает придумать историю про какую-нибудь ручку, например про ручку зонтика: если она сломается, что может произойти? Дети рассказывают. Таня рассказывает свою историю про ручку, которая сначала смирно лежала на столе, а потом встала и стала писать на листе бумаги про детей, которые умеют. ( Дети подсказывают: «Петь, плясать, и рать, смеяться, заниматься». И т. п.) Можно предложить детям провести соревнование: кто больше назовет предметов, у которых есть ручки?

«Найди ножку»

Цель. Учить составлять предложения с многозначным словом ножка; помогать осмыслить разные значения этого слова. Кукла Таня говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка». Педагог. А теперь скажите: что мы называем словом «ножка»? (Ножка стула, стола, дивана, шкафа; ножка куклы, гриба.) Скажите про ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите. (У стула сломалась ножка. У стола ножки крепкие. У грибов ножки бывают толстые и тонкие.) Кто больше назовет предметов, у которых есть ножка?

«Почему так называют?»

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «В помощь маме. Развиваем речь» В помощь маме. Развиваем речь. Бывает, что родители в развитии ребёнка гонятся за чем-то сложным, очень важным, как им кажется. Но за всей.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Умную речь приятно послушать. Цикл упражнений для формирования образной речи»
Опубликовано: 12 апреля 2022 в 21:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Умную речь приятно послушать. Цикл упражнений для формирования образной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леднёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД