Наталья Леднёва
Консультация для родителей «Умную речь приятно послушать. Цикл упражнений для формирования образной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Умную речь приятно послушать»
Цикл упражнений для формирования образной речи
Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов-«сорняков». Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.
Темочки:
Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. Уверены: развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников: ребенок, владеющий ее основами, быстрее наладит контакты даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют их в своей речи.
Наша задача - познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.
Игры, предлагаемые нами, помогают дошкольникам узнавать значение новых слов, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, пони мать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и короткие связные тексты; объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения; осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов; самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с
контекстом; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные тексты.
Что мы делали?
Цель. Учить употреблять глаголы в на стоящем, прошедшем и будущем времени, в повелительном наклонении.
Взрослый произносит четверостишие, дети выполняют соответствующие движения.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе засмеемся.
Затем дети отвечают на вопросы.
• Что мы делали сначала? (Хлопали.)
• А затем что мы делали? (Топали.)
• Что мы еще сделали? (Повернулись, засмеялись.)
Дети встают в круг, в центр которого взрослый приглашает любого ребенка.
Педагог. Что ты сначала будешь делать? (Я сначала буду хлопать.) Что делает Ира? (Хлопает.)
Далее он задает вопросы и про другие действия. Дети отвечают, что Ира топает,
поворачивается, смеется и т. п. Взрослый предлагает детям дать Ире задание
выполнить то или иное движение, напоминает, что обращаться к девочке надо вежливо, ласково: «Ирочка, попрыгай, пожалуйста! Ириша, подойди к двери» и т. п.
Ты кто?
Цель. Учить правильно, употреблять глаголы, называть признаки предметов.
К детям приходит говорящая кукла Таня, она читает стихотворение А. Барто:
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду,
Я сама его найду.
Педагог. О ком говорит Таня? (О козленке.) Что она о нем рассказала? (Ответы.) Что Таня делала? (Читала стихи. рассказывала.) Что она сейчас делает? (Сидит, машет рукой.) Сначала вы слышали Танин голос: она говорила, а теперь она. (молчит, замолчала).
Как вы думаете, что Таня умеет делать? (Ответы.) А теперь расскажите ей, что вы
умеете делать. (Рисовать, мыть посуду, играть, гулять и т. п.)
У Тани был козленок, а у вас будут другие животные. Сейчас я вам раздам картинки, и вы превратитесь в животных, которые на них нарисованы.
Дети рассматривают картинки.
Педагог. Ты кто? (Собачка, слоненок, волчонок, тигренок и т. п.) Какой ты, тигренок? (Полосатый, пушистый, красивый.) Что ты умеешь делать? (Рычать, играть, резвиться.) Таким образом опрашиваются все играющие. В случае затруднения взрослый привлекает к ответам других детей.
Что делает Буратино?
Цель. Учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.
В гости к детям приходит Буратино.
Буратино. Поиграйте со мной, пожалуйста! Я буду давать вам задания, вы их
выполняйте, а потом я сделаю все, о чем вы меня попросите. Или сделаем наоборот: сначала вы предложите мне что - то сделать, а потом я вас попрошу выполнить мои просьбы.
Взрослый (подсказывает). Попросите Буратино поскакать (поскачи, попрыгать
(попрыгай, потанцевать (потанцуй, помахать рукой (помаши рукой). И т. п.
Затем Буратино дает задания детям и в первую очередь называет слова, которые
вызывали у них затруднения (поскачи, по маши и т. п.). Эти задания могут давать и
любые другие персонажи (кукла, Незнайка, другие дети, взрослые).
Кто играет с Таней?
Цель. Учить называть признаки и действия предмета, пользоваться вежливой формой обращения, осмыслить значения слова гладить.
В гости к кукле Тане приходит котенок. Дети рассматривают его и отвечают на
вопросы.
• Какой котенок?
• Что умеет делать котенок?
• Что он будет делать, если его погладить?
Педагог. Котенок убежал. Ласково попросите его
вернуться. (Котик, дорогой, вернись к нам, пожалуйста) Вернулся котенок. Обрадовалась Таня, решила его погладить. Что делает Таня?
(Гладит.) Кого? (Котенка.) Что делает котенок, когда его гладят? (Выгибает спинку, весело мурлычет.)
Решил котенок пойти на улицу погулять, а Таня говорит: «Надо платье и маечку погладить».
• Что ей для этого нужно? (Утюг.)
• Для чего нужен утюг? (Чтобы гладить.)
• Что можно гладить утюгом? Как все
это назвать, одним словом? (Одежда.)
Погладила Таня свою одежду, надела, повязала
котенку на шею выглаженный бантик. Погладила
Таня котенка, он радостно замяукал, и они пошли гулять (см. рис. 1,2).
«Таня веселая и грустная»
Цель. Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
Педагог. Пришла Таня с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и. (заплакала, загрустила). Если Таня грустит, какая она? (Грустная, печальная, расстроенная.) Если Таня грустная, она. (грустит). А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.) Раздается стук в дверь.
Педагог. Это котенок! Что он сделал? (Вернулся.) Сначала он. (убежал, а потом. (вернулся). Посмотрите на Таню. Она сразу. (повеселела, развеселилась, об радовалась). Если она повеселела, то какая стала? (Веселая.) Если Таня обрадовалась, то какая стала? (Радостная.) Придумайте рассказ о Тане, о том, как она сначала была грустной, а потом веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю про Таню.
Рассказывают двое детей по очереди. Первый ребенок - о том, что случилось с Таней (заблудилась в лесу, потеряла ключ от дома, сломала любимую игрушку, а второй продолжает рассказ, придумывая ситуацию, которая развеселила Таню «Найди ручку»
Цель. Учить составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных
значениях. Дети отвечают на вопросы, которые за дает взрослый, заканчивают начатые им предложения.
• Таня начинает гладить утюгом. Чем берет Таня утюг? (Рукой, ручкой.) А за что она держит утюг? (За ручку.)
• У меня рука большая, а у Тани? (Маленькая.) Как мы называем ласково руку ребенка? (Ручка.) Какие еще предметы называются словом ручка? (Которыми пишут.)
• А теперь объясните, что я буду делать. (Кладет ручку на стол, берет чашку, дер жит ее за ручку.) (Кладете, берете, держите.)
• Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома? (Ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, вилки и т. п.) Заканчивайте предложения, которые я начну. Ручкой можно. (писать). Ручку можно на стол. (положить). За ручку можно чашку. (держать, брать, взять). У кастрюли две. (ручки).
• Для чего нужна ручка? (Ответы.) Вспомните: что сказала Таня, когда при шла к вам? (Здравствуйте.) А теперь что она делает? (Прощается, машет ручкой, говорит: «До свидания!».)
«Расскажи про ручку»
Цель. Учить составлять рассказы со словом ручка.
• Кукла Таня спрашивает у детей, какие предметы в их доме имеют ручки, для чего нужны ручки. Дети могут называть ручки кастрюли, кружки, сковороды, зонтика. Таня предлагает придумать историю про какую-нибудь ручку, например про ручку зонтика: если она сломается, что может произойти? Дети рассказывают. Таня рассказывает свою историю про ручку, которая сначала смирно лежала на столе, а потом встала и стала писать на листе бумаги про детей, которые умеют. ( Дети подсказывают: «Петь, плясать, и рать, смеяться, заниматься». И т. п.) Можно предложить детям провести соревнование: кто больше назовет предметов, у которых есть ручки?
«Найди ножку»
Цель. Учить составлять предложения с многозначным словом ножка; помогать осмыслить разные значения этого слова. Кукла Таня говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка». Педагог. А теперь скажите: что мы называем словом «ножка»? (Ножка стула, стола, дивана, шкафа; ножка куклы, гриба.) Скажите про ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите. (У стула сломалась ножка. У стола ножки крепкие. У грибов ножки бывают толстые и тонкие.) Кто больше назовет предметов, у которых есть ножка?
«Почему так называют?»