Александра Ефимцева
Консультация для родителей «Учимся рассматривать картинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Учимся рассматривать картинки»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по развитию связной речи
Оборудование: дерево идей, стикеры, ручки, пустые бланки, проектор, экран, презентация с иллюстрациями.
Ход
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о иллюстрациях, картинках. Давайте вспомним, когда ребенок совсем маленький, он рассматривает книги.
Публикация «Консультация для родителей „Учимся рассматривать картинки“» размещена в разделах
Ему интересны какие картинки?
Правильно, яркие, если в книге есть текст, то он его может прочитать? НЕТ.
Вот примеры очень актуальных и знакомых нам иллюстраций к сказкам:
• В. Конашевича к сказкам К. Чуковского "Тараканище", "Чудо-дерево"; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам;
• Заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина;
• Рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; помогает детям уточнить их словесные образы.
Что ребенок осознает во время рассматривания картинок?
Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.
Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Роль рассматривания иллюстраций в книге в процессе формирования связной речи ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.
Существуют несколько этапов восприятий иллюстраций.
На ранней ступени: - ясность, простота и выразительность графического произведения, различимы все части предмета, цветной рисок: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т. д.
Вторая ступень в старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире - работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции.
Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех, же явлений окружающего мира. Вывести формулу "идеальной" иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей. Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.
Давайте немного разомнемся:
Раз – мы встали, распрямились.
Два – согнулись, наклонились.
Три – руками три хлопка.
А четыре – под бока.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место сесть опять
Давайте немного поделимся опытом, перед вами есть дерево идей. А у вас листочки стикеры, на них нужно написать «Как вы читаете ребенку книгу?» ( Пример: мы читали книгу Незнайка, сидели вместе и ребенок сам рассматривал иллюстрации. Или мы читали книгу «Мой Додыр» Сначала рассмотрели иллюстрации, а потом начали читать)
Отлично, давайте я зачитаю некоторые ответы. Отлично, много ответов. Давайте теперь определим, как правильно знакомить ребенка с книгой.
При знакомстве с новой книжкой:
1. Сначала прочесть ребенку текст
2. Рассматриваем с ним вместе иллюстрации
3. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребенка настолько, что он будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что ребенок "не услышит" слова, его звуковая оболочка его не заинтересует.
Как правильно рассмотреть картинку
· выделение значимых объектов картины;
· рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
· определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
· объединение мини-рассказов в единый сюжет.
На что обратить внимание?
Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое, наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Заключение
Книга с иллюстраций служит для ребенка стимулом освоения речи, а затем и для их совершенствования.
Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства.
Правильное знакомство ребенка с иллюстрацией поможет в дальнейшем составлении описательного рассказа, так он будет более красочный, наполненный и правильно построенным.
Прошу оставить отзыв или предложение на ваших пустых бланках за вашими стульями. Благодарю