Элада Данелян
Формирование моральных качеств детей старшего дошкольного возраста в играх и повседневной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. Ф. Фребель писал: «Игра - это зеркало жизни». Он считал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.
Публикация «Формирование моральных качеств детей старшего дошкольного возраста в играх и повседневной деятельности» размещена в разделах
В процессе игры происходит творческая переработка ребёнком действий взрослых. В играх детей нет точного и бездумного копирования действительности. Каждый ребёнок вносит в свои игры собственные выдумки, фантазии, а так же копирует поведение родителей и других взрослых людей. Поэтому в играх детей самым удивительным образом переплетается реальность и вымысел, и чем больше таких возможностей в игре, тем игра становится более интересной и привлекательной, доставляет ребёнку большее удовлетворение. В игре дети получают опыт общественного поведения, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Основным результатом игры ребёнка являются удовлетворенность, радость и удовольствие, полученные от самого процесса. Наряду с этим существует и второй, скрытый от ребёнка результат - это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а также формирующиеся товарищеские отношения между детьми, система личностных качеств; разнообразные познавательные интересы и умственные способности.
Периодом зарождения и формирования норм нравственности и морали является дошкольный возраст. Именно в старшем дошкольном возрасте формируются такие личностные качества как доброжелательность,
справедливость, щедрость, трудолюбие и другие. Дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые.
Игра является средством нравственного воспитания детей. В игровом коллективе у детей появляется потребность регулирования взаимоотношений со сверстниками. Между ними складываются определённые нормы поведения, появляются нравственные чувства. Играя, дети испытывают сильные, неподдельные эмоции. Глубокие переживания способствуют формированию добрых и благородных стремлений. Дети усваивают правила поведения, учатся сопереживать, дружить, заботиться, уступать друг другу, относиться к другим справедливо. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе, учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам.
Родителям необходимо обратить внимание на формирующуюся личность ребёнка с целью развития в процессе игры морально-нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми.
Проблема в том, что ребёнок, несмотря ни на что, иногда совершает
безнравственные поступки. Воспитатели и родители должны сообща решать эту проблему в процессе своей деятельности и прививать ребёнку нравственные качества.
Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или
нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному - наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.
В сферу морали и нравственности входит так же развёрнутая система представлений о том, почему необходимо следовать этим принципам; о том, что их соблюдение заслуживает похвалы, а нарушение - постыдно
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками, он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но обучение азам необходимо осуществлять как можно раньше, в дошкольном возрасте.
На протяжении раннего и дошкольного возраста ребёнок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения, он постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, у него вырабатываются привычки поведения. Основным содержанием детской игры являются нормы поведения взрослых. Эти нормы становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребёнка.
На первой ступени социально-личностного развития дети усваивают
первоначальные представления:
• о товарищах, как о людях, делающих одно общее дело;
• о дружбе (друг - это товарищ, с которым ты особенно
близок; друзья помогают друг другу, заботятся друг о друге);
• о родителях, и чувстве благодарности по отношению к взрослым и их заботе;
• о чувстве уважения и любви к старшим.
При этом большое внимание уделяется следующим направлениям
работы:
• усвоению правил поведения в семье, детском саду, в обществе;
• пониманию значения дружбы в жизни человека, стремлению укрепить дружеские отношения, воспитанию потребности оценивать свои поступки с точки зрения интересов истинной дружбы;
• формированию правильных отношений между девочками и мальчиками в коллективе, чувства взаимного уважения и уважительного отношения к девочкам;
• формированию положительного отношения к родителям, старшим - педагогами окружающим.
На второй ступени формируются этические понятия, вырабатывается умение правильно поступать в том или ином случае, соблюдать принятые в обществе правила поведения.
Особое место занимает формирование нравственно - эстетических
представлений, которые позволяют углубить и расширить имеющиеся у детей знания :
• знакомство с естественной красотой природы, воспитание умения замечать и эмоционально реагировать на её красоту, бережно относиться к природе;
• формирование представлений о внешнем виде человека как элементе его нравственного облика, уважительного отношения к аккуратности и чистоте;
• формирование представления о внутренней красоте человека как о проявлении его воспитанности, важности единства внешней и внутренней красоты.
В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формировать моральные чувства и нравственные
представления. Большое внимание при этом уделяется отношению детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам, к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам: проявление дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети на занятиях, при ознакомлении с художественной литературой, изобразительным искусством, участвуя в практической деятельности.
Спасибо за внимание!