Приложение МААМ

Консультация для родителей «Связная речь дошкольников»

Трубицина Анастасия
Консультация для родителей «Связная речь дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с

другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.

Однако у некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи : затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.

Публикация «Консультация для родителей „Связная речь дошкольников“» размещена в разделах

Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия.

Для обучения детей связной речи, планированию собственного высказывания предлагаю Вам следующие виды упражнений, каждый из которых рекомендуется проводить в несколько этапов, что поможет ребенку самостоятельно составить план своего рассказа.

1. Составление рассказа по сюжетной картинке.

1- предложить ребенку рассмотреть картинку.

2- задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать

ответы.

3- попросить ребенка послушать получившийся образец рассказа

взрослого.

4- попросить ребенка придумать название рассказу.

5- предложите ребенку пересказать получившийся рассказ.

2. Пересказ рассказа без опоры на сюжетную картинку.

1- прочитать ребенку текст.

2- задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы.

3- дать ребенку еще раз послушать рассказ.

4- попросить ребенка придумать название рассказу. 5- предложить ребенку пересказать весь рассказ.

3. Составление рассказа по серии картинок с фабульным

развитием действия.

1- предложите ребенку рассмотреть картинки и расположить их в

нужной последовательности.

2- задать вопросы к каждой картинке серии, добиваясь ответов

развернутыми полными предложениями.

3- попросить ребенка самостоятельно придумать рассказ и

пересказать его.

Речевое развитие детей должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком.

Предлагаю Вам примерные игры для развития связной речи детей :

1-Дидактические развивающие игры.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в

нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с

помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т. е. выделить главные повороты сюжета.

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

2- Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.

Любимая сюжетно-ролевая игра наших детей – это «Экскурсия в музей игрушки». В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. Коллекционирование используется как форма познавательной деятельности. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Многие дети нашей группы увлечены коллекционированием разнообразных игрушек, что помогло легко организовать эту игру.

Для развития связной речи у детей хорошо использовать такой

метод как интервьюирование. Дети нашей группы активно и с большим желанием включаются в игровую ситуацию «Новости нашей группы». Один из детей берет на себя роль «журналиста (корреспондента)» и проводит опрос детей на определенную тему, например, после проведенного мероприятия в группе или детском саду, после чтения художественной литературы или просмотра мультфильма, сюжетно-ролевой или режиссерской игры и т. д. Вначале использования этого метода в группе роль «журналиста» брала на себя, в дальнейшем помогала детям с определением темы интервью и правильной последовательностью его ведения при проведении самостоятельной игровой ситуации.

Данный метод позволяет:

- развивать личностные качества детей; -учить преодолевать скованность;

-быть активным и самостоятельным собеседником; -развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение

строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;

-вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при

ведении диалога;

-овладевать связным описательным и последовательным рассказом

об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.

Знание технологии общения обогащает детей жизненным опытом, помогает развитию личностных качеств, готовит их к жизни в социуме. Только анализируя конкретные ситуации, активными участниками которых они были, дети могут воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.

Цель предлагаемых игровых ситуаций- развитие диалогической формы речи с включением второго ребёнка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определённой логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, делать графические зарисовки для себя, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом.

В результате метода интервьюирования, дети не только приобретают знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного

внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие. У детей громкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т. д., что свидетельствует о развитых коммуникативных способностях.

• Кирилл, скажи, пожалуйста, с каким настроением ты сегодня

пришёл в детский сад?

• Какая у тебя любимая игра в группе?

• Чем ты сейчас будешь заниматься?

• Дима, ты любишь читать книжки?

• Какая у тебя любимая сказка?

• Твой любимый сказочный герой?

• Какой мультфильм ты смотрел вчера дома?

• Твой маленький братишка смотрит мультики?

• Твоя любимая компьютерная игра?

• Вера, какой сказочный герой был вчера на конкурсе «Самый,

самый»?

• Какой конкурс тебе понравился больше всего?

• Как зовут твою сестренку?

• Ты рассказала ей о празднике?

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и

выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь. Надеюсь, что мои рекомендации помогут Вам для проведения индивидуальных занятий с Вашим ребенком по развитию связной речи в игровой форме. Игровые упражнения будут увлекательными не только для детей, но и для Вас.

Желаю В

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация для родителей «В помощь маме. Развиваем речь» В помощь маме. Развиваем речь. Бывает, что родители в развитии ребёнка гонятся за чем-то сложным, очень важным, как им кажется. Но за всей.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Связная речь дошкольников»
Опубликовано: 12 июня 2023 в 18:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Связная речь дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Трубицина Анастасия (УИ 2099468) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД