Мария Чегодайкина
Консультация для родителей «Сказки читаем и в сказки играем — речь развиваем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Известная российская детская писательница И. П. Токмакова писала: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень».
Публикация «Консультация для родителей „Сказки читаем и в сказки играем — речь развиваем!“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом в развитии речи детей. Влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет важные для формирования речи функции: расширяет словарный запас ребенка, передает готовые художественные обороты и метафоры, показывает пример составления различных предложений, естественным образом знакомит с грамматическими основами. Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
На занятиях в группе мы используем разнообразные формы работы со сказкой. Но, чтобы добиться хороших результатов при развитии речи Ваших детей, такая работа должна продолжаться и дома. Мы рекомендуем Вам не только читать детям сказки, но и играть со сказками.
Сказка научит Вашего ребенка пересказывать близко к тексту и оценивать поступки героев их взаимоотношения; обогатит словарь образными выражениями; научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи, разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку «Теремок» (или любую другую по Вашему желанию). Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите, героев какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей. После чтения или рассказа сказки задайте вопросы : Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик-побегайчик, мышку (мышка-норушка) и др. В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?
Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра – фантазия «Изобрази героев сказки». Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.
Игра «Сказочник». Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.
Игра «Веселый художник». Предложите придумать и нарисовать необычных героев сказки. Например: заялис (верхняя часть туловища зайца, а нижняя – лисы) и др. Попробуйте представить, как они будут есть, передвигаться и т. д.
Игра «Накорми животное». Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова-еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
Игра «Прятки». Спрячьте одного из героев сказки и предложите ребенку угадать, кто спрятался (кого не стало).
Есть игры и посложнее, например, «Сказочное лото», игра «Сказка плюс…», игра «Старая сказка на новый лад». Предлагаем Вам несколько рекомендаций, как играть в эти игры.
Игра «Сказочное лото». Дети сами выбирают несколько (двух, трех или больше) героев из разных сказок, место действия и сами придумывают новую сказку с этими героями. Хорошо если дети будут видеть своих героев, для этого приготовьте заранее иллюстрации к сказкам, игрушки, изображающие героев, рисунки, исполненные самими детьми.
Игра «Сказка плюс…» Дети любят рассказывать знакомые сказки. Добавляем какой-нибудь один новый элемент, который дети должны «встроить» в знакомую сказку. При этом им придется немного изменить сюжет, а может быть, и взаимоотношения или привычные действия героев. Новый объект (элемент) можно вводить в самом начале сказки, а можно добавить неожиданно, где-то в середине сказки. Конечно, для такой игры лучше иметь картинки (или игрушки) с изображением героев какой-либо сказки. Новый элемент может быть любой: Добрый крот, Серый волк, Лиса Патрикеевна, Кот Мурлыка и другие. В качестве новых элементов можно использовать и не сказочных героев, а также любые объекты, в том числе и современные, – самолет, телевизор, телефон.
Игра «Старая сказка на новый лад». Предлагаем детям в известной им сказке изменить или время действия (например, в наши дни или даже в будущем, или место действия (перенести действие в город, в многоэтажный дом, на необитаемый остров, в пустыню и др.). И рассказывать сказку с теми же героями, стараясь придерживаться тех же событий, что и в сказке, того же сюжета. Но в новых условиях (или времени, или места). Это уже будет немного другая сказка. Чтобы детям было легче играть в эту игру, взрослому лучше заранее придумать одну из таких сказок и рассказать ее детям. Дети быстро поймут, что от них требуется.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей :
1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
8. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
9. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
10. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
11. Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людям.