Иваночко Анжелика Григорьевна
Консультация для родителей «Сказка каждый день»
▼ Скачать + Заказать документы
С грустью приходится констатировать факт, что мы разучились общаться друг с другом. Темп жизни такой, что нам все время некогда, мы все время куда-то спешим, на бегу успевая кивнуть головой соседу, бросить по телефону пару состоящих в основном из междометий фраз, отмахнуться от дергающего за юбку собственного чада.
Вечерние семейные чаепития — время тесного общения — стали редкостью. Место самовара в нашей семье прочно занял телевизор. Мы привыкли к этому. А наши малыши, которые только начинают познавать мир, учатся говорить?
Они настроены на общение с нами.
Публикация «Консультация для родителей „Сказка каждый день“» размещена в разделах
Статистика утверждает, что в последние время именно дети становятся инициаторами общения с нами, взрослыми, они чаще обращаются к нам с просьбами, вопросами, пытаются рассказать о волнующих их событиях; и здесь важно не отмахнуться от подыскивающего нужные слова малыша, а стать внимательными слушателями и активными партнерами, помогая ребенку быстрее освоить такой трудный родной язык, создавая наиболее благоприятную обстановку для его речевого развития.
Чем чаще всего мы занимаемся дома с сыном или дочкой? Рисованием и чтением. Мы покупаем красивые книги и, устроившись поудобнее на диване, иногда в сто пятый раз перечитываем полюбившуюся ребенку сказку. А если попробовать пойти другим путем, который поможет малышу быстрее научится правильно формулировать свои мысли и выражать их словесно? Для этого необходимо создать такую ситуацию, чтобы малыш был пассивным слушателем, а активным рассказчиком. Например, для этого можно предложить совместное чтение (рассказывание) русской народной сказки «Курочка Ряба» с дальнейшим обыгрыванием сюжета (такую методику можно использовать и при чтении или рассказывании других литературных произведений, которые наверняка есть в вашей домашней библиотеке).
Подберите игрушки — персонажи выбранной вами сказки, если это «Курочка Ряба», в доме всегда можно найти деревянное яичко, куклу, которая будет бабушкой, курочку (если нет игрушки, то можно заменить ее картинкой или коробочкой из-под кубиков с изображением курицы) и т. п.
А можно ребенку предложить самому найти игрушки — заместители. «Что у нас будет яичком?» - ребенок можно принести шарик и сказать, что это яичко, а кусочек меха мышка. «Давай посмотрим яичко - какое оно?» (маленькое, круглое». «А мышка, какая она?» (серая, пушистая, мягкая). «Хвостик у нее. ?» (длинный).
Сначала вы обращаете внимание ребенка на видимые качества предмета. Намного позже называете состояние, характеристику персонажа (мышка добрая, веселая, яичко вкусное и т. п.).
Лучше всего, если рассказывание будет проходить за столом, на котором лежат найденные персонажи сказки, они уже с самого начала привлекают внимание ребенка, он может их рассмотреть, поиграть с нами.
Спросите у малыша: «Ты узнал, кто это?» - показывайте игрушки по очереди, пусть ребенок называет их. Например, «Это.», ваша интонация незавершенности как бы указывает на то, что он должен ответить и назвать игрушку, «Это… бабушка», «Это … яичко», «Это… Курочка Ряба» (если малыш молчит, то после небольшой паузы называете вы). Затем вы читаете сказку.
Можно предложить два варианта:
• Взрослый читает сказку, не прибегая к помощи игрушек
• Во время чтения при, названии того или иного персонажа он берет его в руки и показывает ребенку. Например, «Жили-были (показ игрушки) дед и (показ игрушки) баба, и была у них (показ игрушки) Курочка Ряба» и т. д.
Детям очень нравиться слушать одну и ту же сказку несколько раз.
Поэтому вы смело предлагайте ребенку сделать это еще раз, но вместе с вами. Делая при чтении небольшие паузы, предлагайте ребенку закончить начатую фразу: «Жили-были… Вы показываете игрушки, а ребенок их называет. Можно поменяться ролями: вы называете, а ребенок показывает.
После чтения оставьте игрушки, чтобы малыш смог еще раз самостоятельно с нами поиграть.
Таким образом, в игровой форме, при совместном рассказывании развивается и грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными и глаголами в роде, числе, и звуковая сторона ее, обогащается словарный запас.
Эти умения можно развивать и на прогулке, и по дороге в детский сад или перед сном, спросите: «Как кудахчет курочка?» (ко-ко-ко). «Как пищит мышка?» пи-пи, «Как дед бил яичко?» (тук-тук-тук). «А как баба (дед) плачет? (ааа-ааа).
Ребенок может и не повторять за вами звукоподражательные слова, а придумать свои собственные.
Спустя какое — то время вы снова предлагаете ребенку послушать сказку «Курочка Ряба». В этот раз (и это вы сразу же сами почувствуете) малыш уже активнее включится в процесс рассказывания. Он будет вторить вам или же заканчивать начатую фразу, изображать как самих персонажей сказки, так и их действия: дед бил яичко «тук-тук-тук», курочка кудахчет — «ко-ко-ко», мышка побежала - «пи-пи-пи», баба плачет — «аааааа». Но не забывайте делать короткие паузы, чтобы ребенок мог включиться в действие.
После этого вы можете предложить показать, как бегает мышка (тихо, неслышно, как она вильнула хвостиком (можно малышу привязать ленточку или красивую веревочку — это будет хвостик, попищать негромко. Следующим этапом в разыгрывании сказки быть ее инсценировка. Для того чтобы она проходила интереснее, в нее должны включаться и вы (быть не только рассказчиком, но и участником действия).
Можно приготовить костюмы для различных персонажей сказки. Имеется в виду не настоящие костюмы, а отдельные элементы, которые можно подобрать очень просто. Для бабки —платок, для деда — кепку, для мышки — хвостик и варежки, и т. п.
«Давай покажем сказку «Курочка Ряба» для твоих игрушек», - на диване. ковре расставляются игрушки, которым будет показываться сказка. «Кем ты будешь?» - ребенок сам выбирает себе роль (это очень важно, например, «Бабкой». (а что бабка носит на голове? (платок). «Я буду мышкой», - говорит мама, - У мышки есть.» (показывает ленточку, а ребенок добавляет слово «хвостик»).
Так как ребенку данного возраста трудно изображать несколько ролей, тс, он выбирает себе одну, а все остальные вы изображаете вместе. Взрослый обязательно привлекает ребенка к рассказыванию (как это предлагалось выше, делая паузы, чтобы он смог включиться) и изображению действий. Если ребенок выразит желание, то при повторной инсценировке можно поменяться ролями.
Так в процессе игры ребенок постепенно учится правильно говорить, осваивает небольшие грамматически оформленные фразы, в которых существительные изменяются по числам и падежам, глаголы — по лицам, числам и временам: «Дед бил — бил»; «Баба била — била»; «Мышка бежала» и т. д.
Кроме того, малышу предоставляется возможность действовать с игрушками самостоятельно, он может свободно выражать свои чувства и впечатления, Повторяя звукоподражательные слова, ребенок учится четко и правильно произносить отдельные звуки, развивает силу голоса и темп речи.
А в целом такая игра развивает все стороны речи ребенка — звуковую, лексическую, грамматическую, кроме того, у него постоянно формируется интерес к литературным произведениям.