Светлана Пожидаева
Консультация для родителей «Сидим дома. Речевые игры для всей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, давайте сделаем наше пребывание с детьми дома, полезным и продуктивным!
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения и пробелы в речевом развитии еще в дошкольном возрасте. Поиграйте с вашими детьми в речевые игры, которые способствуют развитию таких сторон речи, как словарного запаса, грамматики речи, звуковой культуры речи.
Игры на развитие звуковой культуры речи.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
Поиграйте с ребёнком в игру “Придумай слово” (умение определить количество слогов в слове).
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале слова (середине, конце слова, с заданным количеством слогов и т. д.). Сначала, просто заинтересуйте ребёнка. Например, вы говорите: “К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [т] или [т’]. И ребёнок будет изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Называйте пароли вместе с ребёнком, а в конце игры обязательно откройте посылку при помощи «правильного пароля».
Следующая игра, под названием “Ловушка” (умение ребёнка услышать в слове определённый звук).
Вы предлагаете ребёнку “открыть ловушки”, т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть “ловушки”. Даёте задание: если в слове услышишь заданный звук, то “ловушки” нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Например, «ловишь звук «М»: сок, мак, дорога, мама, дочка, машина, гусь…
Ещё одна игра “Поймай слог” (развитие слухового внимания и его быстроты).
Вы “бросаете” ребёнку слог, а он должен “превратить” его в слово.
Например, па – папа, панама… ма – мама, машина, ку – кубик, ар – арбуз и т. д.
Игра “Раздели правильно” (умения делить слова на слоги (части).
Вы говорите ребёнку, что сейчас мы будем делить слово на части – «рубить слово». Для этого наши руки превратятся на время в “топорики”. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки (или отстукивая ребром ладони по столу) и считая, сколько раз хлопнули («отрубили», столько в слове частей (слогов). Например, ма-ши-на, стол, пол-ка, ду-доч-ка…
Игры на формирование грамматического строя речи. В эту группу входят разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т. е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола).
Поиграйте в игру “Кузовок” (умение образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием).
Вы, с ребёнком сидите на ковре. Ребёнку даётся в руки корзинка. Он держит её, а вы говорите: - Вот тебе кузовок, Клади в него, что на -ОК.
Ребёнок отвечает: “Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.). Можете играть по очереди, с другими членами семьи.
Вот ещё одна интересная игра “Чьё всё это?” (упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже).
Ребёнку показывается картинка с изображением животного (или предлагается игрушка) и задаются вопросы, на которые нужно ответить, одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
- Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
- Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи
- Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
- Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
- Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи… и т. д.
Игра “Домики” (упражнение в определении рода слов-предметов).
Вместе с ребёнком нарисуйте (сделайте аппликацию, постройте из конструктора) четыре домика, объясняя ребёнку, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать “он мой”, во втором – “она моя”, в третьем – “оно моё”, в четвёртом – “они мои”. Нужно “расселить” слова (картинки, игрушки) по домикам. Ребёнок определяет род и число слов без называния терминов.
Игры на обогащение словарного запаса.
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнения в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
-Давай поиграем в игру “Наоборот” (умение подбирать слова-антонимы, слова – «неприятели»).
Вы говорите ребёнку, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит упрямиться, всё делать наоборот и тебя решил научить этой игре. Далее, вы играете с ребёнком в игру “Наоборот”: кидаете мяч и называет слово, а ребёнок должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий, длинная-короткая, узкий –широкий, болезнь –здоровье, светло –темно, зима –лето и т. д.) и бросить мяч обратно вам.
Ещё при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди “Прощальная игра”:
- Нам с тобой пришёл черёд, сыграть в игру “Наоборот”
- Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).
- Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).
- Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).
- Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”!
- Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).
- Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).
Похожая на предыдущие, игра “Закончи фразу” (умение подбирать противоположные по смыслу слова (слова – «неприятели»).
Вы называете словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое вы пропустили, т. е. закончить фразу.
- Сахар сладкий, а лимон …
- Луна видна ночью, а солнце …
- Огонь горячий, а лёд …
- Река широкая, а ручей …
- Камень тяжёлый, а пух … и т. д.
Игра “Скажи по-другому” (упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – «приятелей»). Вы рассказываете ребёнку: “У одного мальчика сегодня плохое настроение. И спрашиваете: «Какой мальчик сегодня? (грустный). А как можно сказать то же самое, но другими словами?» (Печальный, расстроенный). Слова “печальный, грустный и расстроенный” - это слова-«приятели». Почему он такой грустный? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт гулять с друзьями. Какое слово повторилось два раза? (идёт).
Что значит “дождь идёт”? Скажи по-другому.
Что значит “мальчик идёт”? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
- Чистый воздух (свежий воздух).
- Чистая вода (прозрачная вода).
- Чистая посуда (вымытая посуда).
- Самолёт сел (приземлился).
- Солнце село (зашло).
- Река бежит (течёт, струится).
- Мальчик бежит (мчится, несётся).
- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный). Очень маленький (малюсенький).
Есть ещё такая игра - “Какой предмет?” (развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать).
Содержание игры заключается в следующем: вы показываете ребёнку картинку или предмет, либо называет слово и задаёте вопрос: “Какой (ая, -ие, -ое?”. А ребёнок (или другие члены семьи) называют как можно больше признаков (определений, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
Вот игра, под названием «Что бывает?» (развитие умения соотносить слово-предмет со словом-признаком и правильно их согласовывать).
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку подбирается как можно больше слов-предметов.
- Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
- Красное – платье, яблоко, знамя. и т. д.
Все занятия с вашими малышами должны проходить в игровой форме, и прививать ребёнку любовь и интерес к родному языку.
Удачи Вам и всего самого доброго!