Булаева Марина
Консультация для родителей «Шесть лет — это немало!»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от 6 до 7 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
К 6-7 годам ребёнок в норме уверенно владеет культурой самообслуживания, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Работа родителей в этом направлении – помочь ребенку стать самостоятельней. Недопустима ситуация, когда взрослый сам переодевает 6-летнего здорового ребенка, вплоть до натягивания на него носочков, сандаликов, кроссовок, а потом еще и сам складывает детские вещи в шкафчике без участия сына или дочки.
Публикация «Консультация для родителей „Шесть лет — это немало!“» размещена в разделах
Седьмой год жизни характеризуется интенсивным физическим развитием: совершенствуется опорно-двигательный аппарат, идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры, развивается координация мышц кисти. Сравнивая шестилеток с детьми помладше, замечаем их успехи в силе, ловкости, координации движений. Активно двигаясь, они еще падают, но уже умеют группироваться, избегая серьезных травм и увечий. Подчеркиваю, если ребенку дают возможность активно двигаться, при этом обучают правильным навыкам ходьбы, бега, прыжков, а не ограничивают окриками: не лезь, не прыгай, не беги! Даже не занимаясь в спортивных секциях, ребенок вместе с родителями может овладеть игрой с мячом, скакалкой, обручем.
Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. Развивать мелкую моторику помогают игры с мозаикой, бисером, элементарные упражнения с застегиванием и расстегиванием пуговиц. К сожалению, повальное упрощение одежды ребенка: футболка вместо рубашки с пуговицами, липучки вместо шнурков или застежек сыграли с детьми плохую роль. Шести-семилетние дети с трудом справляются с пуговицами, не умеют завязывать шнурки, девочке проще собрать резинкой волосы в пучок, вместо того, чтобы заплести косичку. А ведь это ежедневная тренировка пальчиков, которая доводится до автоматизма. Мы же наблюдаем реальное отставание в формировании мелкой моторики у современных детей. В дальнейшем это проявляется в трудностях обучения детей письму: пальцы напряжены, кисть быстро устает, интерес к учебе быстро угасает.
Старший дошкольный возраст характеризуется активным развитием психических процессов – это память, внимание, мышление.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. В детском саду ребята активно запоминают песни, стихи, сказки, рассказы. Если стихи и песни надо помнить дословно, не меняя слова и строчки местами, то пересказ сказки или рассказа помогает формировать у ребят умение запоминать сюжет, имена героев, последовательность событий. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже должен четко помнить свое имя, фамилию, имена и отчества родителей, домашний адрес. Не надейтесь, что однажды выучив и повторив это, работа сделана. Только регулярные повторы в самых разных ситуациях помогут ребенку крепко закрепить это в памяти и выручат его в критический момент.
К концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться произвольное внимание. Ребенок может уже сознательно направлять и удерживать внимание на определенных действиях или объектах. Но следует отметить, что этот процесс еще очень неустойчивый. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Для тренировки внимания можно порекомендовать картинки из серии «Найди нужный предмет», «Где ошибся художник?», «Найди отличия». Подобные задания регулярно печатаются в детских журналах, специальных сборниках. Длительность занятий в подготовительной группе достигает 30 минут. Но это не значит, что ребенок способен все полчаса быть сосредоточенным. Обязательно используются физкультминутки, смена деятельности: дети слушают, обсуждают, рассматривают, работают руками (рисование, лепка, вырезание).
Мышление старшего дошкольника преимущественно наглядно-образное. То есть ребенку проще решить задачу с предметами, (например, в вазе лежало 7 яблок, одно яблоко съели, сколько осталось, чем простой арифметический пример (7 отнять 1). Шестилетка способен найти выход из схемы лабиринта сначала прибегая к помощи предмета (карандаш или фишка, а затем и в уме. Также совершенствуется умение классифицировать, обобщать предметы (тарелки, кастрюли, ложки – это посуда, диван, стол, кровать – мебель). Развивается умение находить причинно-следственные связи различных событий (утром лужицы замерзли, потому что ночью был мороз).
Продолжается речевое развитие. Словарный запас пополняется до 3000- 7000 слов. Ребенок активно употребляет синонимы, антонимы, прилагательные, обобщающие слова. Если с ним активно разговаривать, много читать, побуждать к речевому взаимодействию, то у него хорошо формируется умение вести монолог, составлять повествовательный и описательный рассказ, поддерживать диалог на заданную тему. Появляется желание и способность овладеть чтением.
У старших дошкольников появляется способность анализировать свои действия и поступки, осознавать понятия «я могу», «я должен», а не только «я хочу!». Ребенок может проявить определенные волевые усилия, чтобы довести начатое дело до конца, соблюдать правила игры, потерпеть боль от небольшого ушиба или неприятного медицинского обследования, удержаться от соблазнительной вкусняшки, понимая, что это может вызвать неприятные последствия (аллергию, простуду или расстройство кишечника). Конечно, все это требует одобрения авторитетного взрослого. Оценка этих волевых усилий, результатов труда или творчества взрослым человеком по-прежнему крайне важна для дошкольника. Игнорирование его усилий, наоборот, расхолаживает ребенка, обесценивает достигнутые успехи.
К 7 годам завершается период дошкольного возраста и наступает очередной возрастной кризис. Это проявляется в непослушании и спорах со взрослыми, желании демонстративно делать то, что родителям не нравится. Ребенок пытается демонстрировать «взрослое» с его точки зрения поведение, обращает внимание на свой внешний вид, одежду. «Я не маленький!» - как бы всем своим видом и непослушанием говорит он. Желание получить одобрение от взрослого и в то же время проявить свою самостоятельность являются причиной внутреннего конфликта. Родители должны проявить максимум терпения, тактичности, сочувствия, но и вместе с тем настойчивости в преодолении негативных проявлений, расширять рамки самостоятельности вкупе с ответственностью за поведение.