Богославец Светлана
Консультация для родителей «Роль родителей в развитии речи ребенка»
Уважаемые родители!
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно и без специального обучения ребенок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. Как же вы, как родители, можете помочь своему ребенку овладеть умениями и навыками связной речи?
Во-первых,важно создать подходящую обстановку для развития речи у ребенка. Это может быть игровая ситуация, когда ребенок чувствует себя комфортно и свободно выражается.
Во-вторых, важно общаться с ребенком и поддерживать его интерес к речи. Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, позволяйте ему высказываться и выслушивайте его ответы. Также можно читать книги вместе и обсуждать их содержание, что поможет развить у ребенка понимание и умение выражать свои мысли.
Третий важный аспект - это пример родителей. Дети часто подражают поведению и речи своих родителей, поэтому важно обращать внимание на свою речь и стараться говорить четко и правильно. Также можно показывать ребенку, как правильно использовать различные формы речи в различных ситуациях.
Наконец, необходимо поощрять и поддерживать ребенка в его усилиях. Даже если он делает ошибки или не может выразить свои мысли, важно поддерживать его и поощрять за старания. Это поможет ему не терять интерес к развитию речи и станет мотивацией для дальнейшего обучения.
В целом, развитие умений и навыков связной речи у ребенка - это процесс, который требует усилий и поддержки со стороны родителей. Создание подходящей обстановки, общение, пример и поощрение - все это поможет вашему ребенку овладеть этими важными навыками и готовиться к успешному обучению в школе
Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в любое время, по дороге в детский сад, по дороге домой, в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Например, Вы ведете своего малыша домой из детского сада. Расспросите, чем запомнился ему этот день, что узнал нового, а потом просто поиграйте в игру «Фантазеры», рассказывая,что сегодня на работу вы прилетели на ковре-самолете, по дороге вам встретился пингвин, а потом вы съели тысячу конфет и так далее. Дайте возможность ребенку придумать свою небылицу, можно помогать ему наводящими вопросами. Очень важно при этом давать ребенку образец правильной речи и следить за тем как ребенок говорит. Не забывайте об интонационной окраске речи. Для формирования диалогической речи рекомендуется использовать дома такие приёмы, как словесные поручения, чтение литературных произведений, специально организованные речевые ситуации, разнообразные игры.
*Игра «Распространи предложение»
Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут (Куда? Зачем)»
Или более усложненный вариант: «Дети идут в детский сад, чтобы…»
*Игра «Если бы…»
Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:
- «Если бы я был волшебником, то…»
- «Если бы я стал невидимым…»
- «Если весна не наступит никогда…»
*Игра «Закончи сам…»
Взрослый рассказывает ребенку начало сказки или рассказа и дает задание продолжить или придумать концовку.
*Игра «Объясните, почему…»
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Описание игры. Взрослый объясняет, что ребенок должен будет закончить предложения, которые начнет говорить взрослый, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл)
Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно)
Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло)
Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
*Игра «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Описание игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
*Игра «А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Описание игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.