Зульфия Баязитовна
Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребенка"
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
Публикация «Консультация для родителей „Роль игрушки в жизни ребенка“» размещена в разделах
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития
ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и
произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество,
общая инициативность.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью
заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется
определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет
максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и
осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где
дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Во время игры происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики: восприятие и ощущение, внимание, память, мышление, воображение, чувства и эмоции, речь.
Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.
Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии : забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.
Какие же игрушки нужны ребенку?
Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать
окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности,
выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Поэтому
относиться к выбору игрушек нужно очень серьезно.
Виды игрушек :
Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки (изображающие людей, животных) ;
Транспортные средства; посуда, мебель и др. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
Дидактические игрушки – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Также к игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
Игрушки – забавы, «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки зверей, людей. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.
Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи).
Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, коньки ролики, скакалки). А также коллективные игрушки (хоккей, баскетбол и т. д.)
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.
Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Эти игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связанным с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
Технические игрушки вводят малыша в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.
Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.
Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр.
У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете. Кроме игрушек им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, бинокль и т. д.
Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы. Дидактические наборы усложняются в отношении дифференцировки в распознавании формы, величины и цвета.
Таким образом, игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.