Светлана Кудряшова
Консультация для родителей «Режим дня — основа здоровья малыша!»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему так важен режим дня для вашего ребенка.
Я думаю, что для каждой мамы важно, чтобы ее ребенок был здоров, весел и правильно развивался, поэтому считаю, что правильная организация режима дня играет в этом не последнюю роль. Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой
личности напрямую связана со здоровьем этой личности.
Какими скучными кажутся детям разные планы, режимы, ведь это все так предсказуемо!
Публикация «Консультация для родителей „Режим дня — основа здоровья малыша!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
С другой стороны, для ребенка очень важна эта предсказуемость; и чем он младше, тем сильнее
он привязан к определенной последовательности в течение дня. Для него это – гарант
стабильности, спокойствия. Если по каким-то причинам сложенный «ритуал» внезапно
разрушается, ребенок испытывает стресс. Доказано, что дети, растущие без утренних, вечерних
«ритуалов», режима дня, чаще болеют! Распорядок дня важен для Вашего малыша! Главная
задача – заинтересовать ребенка, превратить следование правилам в игру, другими словами
добавить серым будничным делам ярких красок. Режим дня хорош тем, что одно действие
следует строго за другим, а потом сменяется третьим – более приятным. Ребенок запоминает
примерную продолжительность каждой процедуры и может без капризов стерпеть, потому что
точно знает: дальше его ждет удовольствие.
Важно знать, что правильный режим – это в первую очередь рациональное
распределение времени с различными видами деятельности ребенка. Соблюдение этого режима
не просто вырабатывает в человеке пунктуальность и ответственность, но и способствует
развитию личности. Организм малыша в определенный промежуток времени готовится к той
деятельности, которую ему предстоит выполнить и многие физиологические процессы
(засыпание, пробуждение, усвоение еды) будут протекать с минимальными затратами энергии,
нервов и времени. Другими словами, продуманный режим дня делает ваше чадо
дисциплинированным человеком, повышая работоспособность и при этом положительно влияя
на его здоровье и умственную активность.
Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей
среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе.
Главный вид отдыха – сон. Полноценный сон – важный фактор не просто физического, но и
психического здоровья вашего ребенка. Если он недостаточно продолжителен, то организм не
отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные
дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и
вставать в определенное время. Для того чтобы малыш вовремя засыпал, взрослым необходимо
в течение дня «заполнить» его день двигательной активностью, общению с ровесниками на
улице, в детском садике. Перед сном нужно занять ребенка какой-нибудь спокойной, не
слишком впечатляющей игрой. Лучше всего для этого подходят кубики, мозаика, лепка,
рисование. Готовясь ко сну, ребенок обязательно чистит зубы, моет лицо, руки, ноги водой
комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение,
хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.
Ужинать нужно за 1 – 1,5 ч до сна. У ребенка должна быть отдельная постель, чистая и
не слишком мягкая. Комнату перед сном необходимо проветривать. Все дети любят, когда мама
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 21
или папа перед сном почитают им книжку.
Проснувшись, ребенок должен сразу встать с постели и после туалета сделать утреннюю
зарядку. Это создает бодрое настроение, улучшает дыхание, кровообращение, повышает тонус
мышечной системы, улучшает обмен веществ и возбуждает аппетит. Зарядка проводится
обязательно при открытом окне. Зарядку нужно делать в трусах, майке, босиком. Обычный
комплекс утренней зарядки для дошкольников включает ходьбу, дыхательные упражнения,
корригирующие осанку (повороты, наклоны, приседания, кратковременные прыжки или бег и
снова ходьбу. Ребенок с удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать
упражнения вместе с ним.
Ребенок должен самостоятельно научиться мыть лицо, уши, чистить зубы. Когда
ребенок одевается, убирает постель, взрослые должны помогать ему как можно меньше.
Один из главных пунктов режима дня — питание. Полноценное питание — это залог
здоровья вашего чада. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно
быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть
сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. Ребенка следует
кормить в точно установленное время. Некоторые родители не соблюдают этого требования,
что создает определенные трудности в воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается
на здоровье. Очень важно, чтобы дети не сидели за столом в ожидании еды – это быстро
вызывает утомление и снижает аппетит. Ребенок не должен отвлекаться от еды. Вкус пищи, ее
температура и то, как она подана, - все это имеет большое значение для правильного
пищеварения. Многие родители, бабушки, чтобы ребенок лучше ел, пытаются развлекать его
сказками, мультфильмами. Это вредно, так как интерес ребенка во время еды к чему-либо
постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что также снижает аппетит.
Целесообразно организовать занятия детей после завтрака. Детям дошкольного
возраста выделяется специальное время для занятий рисованием, вырезанием, лепкой, счетом и
т. д. Продолжительность таких занятий у детей 3-4 лет 15-20 мин, у детей 5-6 лет 30-40 мин.
Нужно чередовать виды деятельности, каждые 20-25 мин делать перерыв. Остальное время
предназначается для игр.
Любое занятие идет на пользу ребенку тогда, когда он занимается охотно, с увлечением,
а для этого нужно, чтобы родители хотя бы в какой-то мере владели мастерством педагога. Вам
надо быть настойчивыми, добиваться поставленной цели спокойно, заинтересовать ребенка,
чтобы он делал все с желанием, объяснить важность любой работы и игры. Содержание занятий
следует менять день ото дня с тем, чтобы поддержать внимание ребенка и заинтересовать его.
Как только Вы заметите, что у малыша пропал интерес к занятию, лучше его прекратить и
занять ребенка какой-то подвижной игрой. В теплые дни надо так распределять время, чтобы
все игры и занятия проходили на свежем воздухе.
Одним из существенных компонентов режима дня является прогулка. Это наиболее
эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности
функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на
воздухе способствует повышению сопротивляемости организма, закаляет его, укрепляет
здоровье. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, особенно
белкового компонента пищи, усвояемости питательных веществ. После прогулки у ребенка
всегда нормализуется сон и аппетит. Ребенку нужно находиться как можно больше на
открытом воздухе: летом – в течение всего дня; весной, осенью и зимой – по несколько часов.
При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. Ежедневные
продолжительные прогулки на свежем воздухе, активные игры с детьми – непременный пункт в
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 21
распорядке дня малыша, так как прогулки закаляют его организм, влияют на психологический
фон ребенка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и
приобретает опыт общения и поведения с разными людьми. Особенно важными прогулки
являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.
На прогулке подвижные игры должны чередоваться с более спокойными. В жаркую
погоду необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегревался, вовремя напоить его, увести
в тень; зимой во время прогулки приучать его больше двигаться. Нельзя кутать детей и
надевать одежду, стесняющую движения и затрудняющую дыхание.
Дети любят, если их игра приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием
убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. Надо почаще предоставлять им
такую возможность. После активной прогулки у них появляется хороший аппетит. Если же
ребенок на прогулке мало двигался, или, наоборот, был сильно возбужден и утомлен
прогулкой, то он ест неохотно, медленно, не съедает положенной порции.
Дневной сон обязателен для детей раннего и дошкольного возраста. Хорошо
выспавшись, ребенок пробуждается бодрым, веселым. Во время сна форточка (зимой) или окно
(летом) должны быть открыты, причем допустимо снижение температуры воздуха в комнате до
16—15 °С. Легкое движение прохладного воздуха способствует быстрому наступлению
глубокого сна, во время которого ребенок особенно хорошо отдыхает. Если есть возможность,
полезно днем укладывать спать детей на воздухе — в саду или на балконе. Напоминаем, что
сон так же, как и аппетит, зависит от поведения ребенка во время предшествующего
бодрствования.
Создавая режим очень важно учитывать все индивидуальные особенности ребенка.
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой,
превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить
ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся,
беспорядок станет привычным.
Перед взрослыми стоит задача создавать положительное настроение у детей,
организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление
разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Подводя итоги, хочется сказать, что упорядоченный домашний режим будет
способствовать нормальному росту и развитию ребенка, его физическому и душевному
благополучию. Помните об этом!