Надежда Кузнецова
Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей 4–5 лет“» размещена в разделах
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
- приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;
- расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
речь постепенно становится грамматически оформленной
- Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы
и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают
преимущественно пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.
Попробуйте прочитать ребё нку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении
литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям,
а так же решат одну из задач развития речи.
Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников.
1. Учить подбирать определения и эпитеты – ( Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные);
2. Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);
3. Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает);
4. Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);
5. Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);
6. Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);
7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);
8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес);
9. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем);
10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки);
11. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печальрадость);
12. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число,падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это является распространенной ошибкой у малышей.
13. Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…;
14. Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и почему, грустно (и почему, удивленно (и почему);
Игры на обогащение словаря
“Новые слова"
- у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;
«Кто что делает?»
Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.
«Что в мешочке?»
Ребёнок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом только его достать.
«Что изменилось»
Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит, что изменилось.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: «Ворона каркает, а воробей….(чирикает).
Сова летает, а заяц (прыгает,бегает). У коровы теленок, а у лошади….(жеребенок) и т. п.
Приготовим сок
Из яблок (яблочный, из груш (грушевый, из вишни (вишневый, из слив, апельсина, моркови ит. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!