Елена Ермолаева
Консультация для родителей «Ребенок пошел в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок пошёл в детский сад.
Ваш малыш впервые пришел в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами, возможно, придется столкнуться вам и малышу?
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок пошел в детский сад“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Адаптация – это приспособление организма к новым или изменившимся условиям жизни; приспособление к той или иной среде обитания; вхождение человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Критерии успешной адаптации:
1. внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость,
2. внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования окружающей среды).
Если эти критерии проявляются и наблюдаются в поведении ребенка постоянно, можно говорить об успешном протекании процесса адаптации.
Первые признаки
успешной адаптации:
• хороший аппетит;
• спокойный сон;
• охотное общение с другими детьми;
• адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
• стабильное эмоциональное состояние.
Самое главное условие успешной адаптации – это готовность родителей к тому, что ребёнок идёт в садик!
Кому адаптироваться легче?
• Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события.
• Детям, физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям.
• Детям, имеющим навыки самостоятельности. Если ребенок умеет себя обслуживать, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
• Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду.
• Детям, чей рацион питания приближен к садовскому.
Три степени адаптации легкая, средняя и тяжелая
• При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается за 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает.
• Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым.
• Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям, может длиться до года.
Трудно адаптируются дети:
• - не говорящие;
• - быстро устающие от шума;
• - переживающие конфликты в семье;
• - имеющие невротические расстройства;
• - эмоционально зависимые от родителей;
• - плохо засыпающие.
Спокойное утро
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш.
• И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость, разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете.
• Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
• У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно.
Особенности протекания естественной адаптации
o Нарушение настроения. Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность от недели до 1,5 месяца).
• Нарушение сна.
Дети начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром их бывает очень трудно разбудить. Некоторые дети не могут заснуть днём в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 часов. Недостаток сна сказывается на самочувствии детейпрактически сразу и оказывает комплексное влияние на нервную систему (продолжительность от 1 до 2 мес.).
o Нарушение поведения.
Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы и даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев.)
• Снижение иммунитета. Вследствие стресса у детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ, ОРЗ на 5-7-й день, реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев).
• Познавательнаяактивность.
Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке (продолжительность – от недели до 1 мес.).
• Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
• Двигательная активность
Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка.
• Нарушение аппетита.
Дети начинают плохо есть (причём и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус (продолжительность – от недели до 1 мес.).
Чем помочь ребёнку?
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша.
1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Разговаривайте об этом не только с малышом. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.
2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.
3. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, что является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
4. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Это необходимо, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
Не делайте ошибок
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
• Нельзя пугать детским садом;
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребёнке;
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в детский сад;
• Нельзя обманывать ребёнка, что вы придёте скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день.