Виктория Венедиктова
Консультация для родителей «Развиваем речь детей 3–4 лет»
▼ Скачать
«Развиваем речь детей 3-4 лет»
Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, то есть умению общаться. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с особенностями развития ребенка в период 3-4 лет. В данном возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих и влиянию разных факторов, следовательно, данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь детей 3–4 лет“» размещена в разделах
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – действия с предметом. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, гладкие, холодные и т. д., предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем самым провоцируя на пересказ. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет хорошим упражнением для развития памяти. Детей 3–4 лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция : Почему? Как? Зачем? Что будет, если? При этом родителям важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, поскольку малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения.
Мы знаем, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно через игру, малыш познает мир, который его окружает и учится с ним взаимодействовать. Именно благодаря играм ребенок обучается таким важнейшим делам, как общение со сверстниками, подчинение своих желаний правилам игры. Также игры развивают целый ряд психических процессов, к числу которых относятся внимание, память, воображение, мышление, речь и восприятие. Также игры формируют первые нравственные ориентиры ребенка. Для ребенка игры являются своеобразным методом вхождения во взрослый мир. В игре дети репетируют взрослую жизнь, которая подготавливает их к будущему труду и учебе. Насколько важна для взрослого человека трудовая и профессиональная деятельность, настолько же большое значение имеет для ребенка игра. Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре.
Огромное влияние игры оказывают на развитие интеллекта детей дошкольного возраста
Кроме того, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации
Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры- «Идёт коза рогатая», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и так далее.
Предметы, которые ребенок использует в воображаемом пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни. И именно эти предметы станут в дальнейшем опорой для мышления. Со временем ребенок перестает опираться на такие замещающие предметы, начиная действовать в умственном, внутреннем плане. Именно таким образом игры влияют на развитие образного мышления. Поскольку ребенок берет на себя в игре ту или иную социальную роль, у него начинает развиваться важнейшая мыслительная способность видеть игровой предмет с различных сторон. Благодаря этому он учится представлять другой, отличный от его собственного, взгляд на происходящее и становиться на другие точки зрения.
Помимо этого, игры оказывают положительное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Игровые ситуации, которые формируются (и порой неожиданно для самих детей) в процессе игры, требуют от детей наличия определенных речевых навыков и стимулируют их совершенствование. В ходе игрового процесса детям необходимо тем или иным образом объясняться со сверстниками, что, конечно же, оказывает благотворное влияние на развитие связной речи. Игры для развития детей дошкольного возраста формируют все возможные психические процессы, начиная от самых простых до самых сложных. Также они формируют произвольность поведения. Игры развивают в ребенке самостоятельность в принятии решения. В процессе игры дети способны значительно лучше сосредоточиться и заметно больше запомнить, чем по прямому заданию родителей или других взрослых людей.
В сюжетно- ролевых играх дети берут на себя различные функции типичные для взрослого мира, моделируют их поведение и отношения между ними. Детей в игре в основном привлекает возможность изобразить другого человека, его мир и его поведение. Детям необходимо сосредотачиваться на включенных в игровую ситуацию предметах и на самом содержании действий, которые разыгрываются.
Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома или автомобиля, из чего состоят и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком. Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.
Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору.
Правила, о которых не нужно забывать:
- Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
- Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
- Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
- Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
- Ежедневно уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
- Обязательно отмечайте все достижения своего малыша, хвалите его. Своевременная похвала становится главным стимулом к развитию.
-Также, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации
Памятка для родителей по развитию речи детей.
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
8. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Играйте с ребёнком в разные игры.
13. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками, собирать пазлы – это развивает мелкую моторику рук, следовательно, и речь.