Наталья Александровна Яхнович
Консультация для родителей «Развиваем мышление у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваем мышление у дошкольников»
Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает»
понятие о предмете. (Л. Выгодский)
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем мышление у дошкольников“» размещена в разделах
Дошкольный возраст-это период, когда основной вид деятельности это игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки. При помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запомнит материал.
К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например величины и количества предметов.
Взрослый должен помогать ребёнку осмысливать события и явления, искать их причины и следствия. Например с помощью таких вопросов.
- Почему люди тепло одеваются?
-Почему летом нельзя кататься на лыжах?
-Почему зайца трудно увидеть на снегу?
Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач, компьютера и т. д.
Полезным упражнением могут быть загадки.
- Молоко пьёт, песенки поёт,чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)
- Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
- Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
-Течёт, течёт не вытечет, бежит, бежит не - выбежит. (Река)
- Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)заданий.
Ребёнок старшего дошкольного возраста может делать простые умозаключения. Эту способность можно развивать при помощи специальных упражнений и заданий. Можно предложить подумать, что хорошее и плохое существует в различных явлениях. Например,когда идёт дождь, он питает все растения-это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, замёрзнуть и простудиться. Или,что хорошо и плохо,например зимой? Хорошо-кататься на санках,лыжах, коньках. Зимой-Новый год. Плохо-зимой холодно, можно заболеть, поскользнуться и упасть, птицам и животным голодно.
Ребёнок дошкольного возраста должен познакомиться с противоположными по значению понятиями. Можно предложить поиграть в игру «Скажи наоборот» : большой –маленький,зима-лето,длинный-короткий,высокий-низкий,левый-правый…
Необходимо научить ребёнка классифицировать предметы, то есть находить общие признаки предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Предложите ребёнку картинки с изображением капусты,моркови,стула,стола,помидора,огурца,кресла,голубя,воробья,цапли,шкафа,пингвина. Дайте задание: «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно. На какие группы ты мог бы распределить эти предметы? Назови каждую группу одним словом.»
Игра «Четвёртый лишний». Игра позволяет объединять предметы в группу по существенному признаку и выделять лишний. Предложите ребё нку карточки с изображением предметов: банан, яблоко, груша, морковь. Дайте задание: «Нади лишний предмет. Объясни, почему он лишний, не подходит. Назови остальные предметы одним словом». Лишним предметом будет морковь, потому что- это овощ, а остальные фрукты.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, находить признаки сходства и различия. Можно предложить ребёнку среди нескольких игрушек или предметов отыскать предмет, отличающихся от других. Попросить объяснить, чем отличается предмет.
Игра «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек сложите несколько предметов, например: два кубика, пуговицу, резиновую игрушку, ложку и др. Попросите ребёнка на ощупь определить,что это за вещи? Ребёнок должен описать и назвать предмет. Есть ли среди них одинаковые?
При выполнении заданий обратите внимание на развитие речи вашего ребёнка : важно найти не просто правильное решение, но и доказать,обосновать свой выбор. Если ребёнок испытывает трудности при выполнении задания, помогите ему объясните задание, проверьте правильность выполнения задания. Помните, что в старшем дошкольном возрасте длительность занятия не должна превышать 25-30 минут. Формирование логического мышления является важным, как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме и успешной учёбы в школе.