сухарникова елена
Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление у детей»
▼ Скачать
«Развиваем логическое мышление у детей»
Заканчивается период пребывания ваших детей в старшей группе. В следующем году мы начнём активно готовиться к обучению в школе. Но главное, не научить детей считать до «миллиона» (как говорят дети) и даже не научить их читать! Важнее, научить детей логически мыслить. Психологи давно доказали, что каждый возрастной период – это определённая ступень в развитии ребёнка. И именно в старшем дошкольном возрасте создаётся фундамент из умений, знаний, навыков для развития интеллектуальных способностей. И самым важным навыком является способность мыслить в уме, выстраивать и удерживать алгоритмы, классифицировать объекты по нескольким признакам, другими словами, навык логического мышления. Если ребёнок не овладеет этим навыком, ему труднее будет даваться обучение в школе по всем предметам (не только по математике, выполнение заданий потребует больших затрат сил и времени. В результате у ребёнка пострадает интерес к учёбе, понизится самооценка, даже ослабнет здоровье. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем логическое мышление у детей“» размещена в разделах
Главное, о чем следует помнить: не стоит перегружать его «научными» знаниями, учите – играя! Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Использование игр на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
Предлагаю вам некоторые словесные игры – задания, которые можно использовать в любой ситуации: по дороге домой, на прогулке, во время поездок в транспорте, на дачном участке, т. к. они не требуют специального игрового оборудования.
«Что было ночью?»
«Посмотри в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как ты думаешь, что было ночью?»
«Дождливая погода»
«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «Ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?»
«Не покатались»
«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?»
«Продолжи предложения»:
• Мы включили свет, потому что … .
• Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
• Дети надели теплую одежду, потому что … .
• Щенок громко залаял, потому что … .
«Так бывает или нет»
Я буду рассказывать историю, в которой ты должен заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»
«Какое что бывает?»
Расскажи что бывает:
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
«Бывает — не бывает»
Снег зимой … (бывает)
Мороз летом … (не бывает)
Иней летом … (не бывает)
Капель летом … (не бывает)
«Будь внимательным»
Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит, ты должен слушать внимательно и назвать лишнее слово.
Наборы слов:
1. Стол, стул, кровать, чайник.
2. Лошадь, собака, кошка, щука.
3. Елка, береза, дуб, земляника.
4. Огурец, репа, морковь, заяц,
5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель
6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
7. Волк, лиса, медведь, кошка.
8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.
9. Кукла, машина, скакалка, книга.
10. Поезд, самолет, самокат, пароход.
11 .Воробей, орел, оса, ласточка.
12. Лыжи, коньки, лодка, санки.
13. Стул, молоток, рубанок, пила.
14. Снег, мороз, жара, лед.
15. Вишня, виноград, картофель, слива.
16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
17. Река, лес, асфальт, поле.
«Цепочка ассоциаций».
Первый игрок говорит любое слово, например «письмо». Следующий, услышав это слово, говорит «бумага». Третий игрок, услышав слово «бумага», представляет газету (или журнал) и говорит это слово и т. д.
«Угадай по описанию»
Взрослый загадывает слово, но не называет его игроку. Вместо этого, он начинает описывать загаданный предмет. Например, если загадано слово «лампочка», то можно начать описывать ее так: «похожа на каплю, висит под потолком, днем ее не заметно, а ночью она делает комнату светлой». Задача игрока – как можно быстрее угадать загаданное слово.
Логические задачи.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)
Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек - маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки)
Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы)
Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?» -«Нет, это красная». - «А почему она белая?». - «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три)
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее:
груша или персик? (Груша)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты)
На столе - четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре)
Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели)
На одном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать)
Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре)
Сколько хвостов у 2 собак? Сколько рогов у 3 козлят? Сколько глаз у 4 ребят?
«Хорошо-плохо»
Взрослый называет любой предмет и задаёт вопросы. Например: конфета.
- Съесть конфету - хорошо. Почему?
- Потому, что она сладкая.
- Съесть конфету - плохо. Почему?
- Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо - почему?», «что-то плохо - почему?»
Список литературы:
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. – М. : «Росмэн», 2006.
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольников. М. : АСТ: Астрель, 2007.
3. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2007.
4. Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М. : АСТ, Слово, 2013.