Катерина Трошкина
Консультация для родителей «Развитие общих интеллектуальных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие общих интеллектуальных способностей».
Дошкольное детство – пора становления и роста умственных сил ребёнка. В эти годы отмечается у всех детей стремительное умственное развитие.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие общих интеллектуальных способностей“» размещена в разделах
Уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребёнка в познании. В дошкольные годы происходит расширение и углубление знаний об окружающем мире. Дети усваивают определённую систему знаний, общую форму мыслительной деятельности, лежащей в основе этой системы знаний.
Интеллект /от лат. - разумение, понимание, постижение/ - это относительно устойчивая структура умственных способностей ребёнка.
Умственные способности бывают общие необходимы для выполнения разных видов интеллектуального труда, всех видов деятельности и специальные высокий уровень умственного развития, необходимый для выполнения отдельных её видов.
У детей дошкольного возраста следует развивать общие интеллектуальные способности, т. к. познавательная потребность, включающая в себя умственную активность, доставляет удовольствие от умственного труда.
В ходе возрастных изменений отчётливо выступают качественно разные уровни развития познавательной потребности:
- во впечатлениях, чем разнообразнее стимулы, тем интенсивнее развивается его ум,
- становление любознательности интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом,
- становление склонностей познавательное стремление приобретает сознательно целенаправленный характер.
Важным компонентом умственных способностей является творческая активность, проявляющаяся в креативности: расположенности к творчеству, высшее проявление активности мышления, способности создавать нечто новое, оригинальное логическое, последовательное, однонаправленное.
Несмотря на многообразие подходов к умственному развитию ребёнка эта проблема решена недостаточно. В дошкольном детстве следует уделять особое внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Необходима разработка новых методов обучения и нового содержания, при которых ставка делалась бы на овладение самостоятельными способами и методами интеллектуальных действий, что способствует улучшению качества ума, помогает качественно подготовиться к школьному обучению, развивает умение находить выход из любого положения, делает ребёнка уверенным в себе и способствует улучшению его психологического здоровья.
Этапы формирования интеллектуальных способностей детей
1. Пробудить у детей желание заниматься интеллектуальным трудом.
2. Сформировать потребность в самом процессе умственной активности.
3. Обучить методам интеллектуального действия и самостоятельного добывания знаний – экспериментированию, составлению схем и таблиц.
4. Развивать качества ума : гибкость, беглость, точность, многовариативность, оригинальность.
5. Формировать у детей удовольствие от качества своего интеллектуального труда.
Познавательно-интеллектуальная развивающая среда :
• Творческо-экспериментальные лаборатории.
• Уголки экспериментирования.
• Развивающие дидактические и настольно-печатные игры.
• Библиотечки научно-познавательной литературы для детей в групповых комнатах.
Принципы построения познавательно-интеллектуальной развивающей среды :
• Принцип интеллектуальной активности детей,
• Принцип самостоятельности познания,
• Принцип творчества.