Татьяна Антонова
Консультация для родителей «Психомоторное развитие дошкольников как предпосылка к успешному обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст характеризуется значительными преобразованиями в деятельность всех физиологических систем организма, а возраст 5-7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Уровень психомоторного развития обусловлен зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий.
Публикация «Консультация для родителей „Психомоторное развитие дошкольников как предпосылка к успешному обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Движение-естественная биологическая потребность детей. Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом.
Практически все родители акцентируют внимание только на интеллектуальной готовности к школе, т. е на том, что ребенок должен знать. Однако нельзя забывать и о других сторонах развития, иначе это может привести к дисгармоничному развитию ребенка, к перекосу. Давайте разберемся, на что же надо обратить внимание.
Психомоторное/двигательное развитие. Психомоторное развитие является базовым уровнем для дальнейшего его развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. В дошкольном возрасте невозможно провести четкую грань между двигательным развитием и развитием когнитивных функций, таких как мышление, внимание, восприятие, именно поэтому мы называем это психомоторным развитием. Сейчас многие родители делают акцент на развитии мелкой моторики, забывая о развитии крупной моторики, а ведь именно крупная моторика является базовой. Крупная моторика это фундамент, который в дальнейшем надстраиваются другие психические функции. Чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о нормальном психическом развитии. Это не значит, что все дети должны заниматься спортом, это значит, что чем младше ребенок, тем больше он должен гулять, бегать, играть с мячом, играть в подвижные игры, танцевать и т. д. В норме к моменту поступления в школу ребенок может повторить любое движение или серию движений. К примеру: может ли ваш 6-7 летний ребенок чеканить мяч двумя руками по очереди? А бросать его вверх, хлопнуть в ладоши и поймать? А сделать тоже самое и хлопнуть несколько раз? Для понятности приведем несколько примеров того, что бывает при перекосе психомоторного развития : с ребенком например, все время занимаются развитием только мелкой моторики, из-за этого очень велика вероятность, что такой ребенок будет писать крупномоторно, т. е. не только кистью руки, а задействует весь плечевой пояс, тратя на это много энергии и, соответственно быстрее утомляясь. Ребенку, не умеющему играть с мячом, т. е. ловить его, чеканить и пр., будет тяжело осваивать такие навыки, как письмо в целом, он будет терять строчки при чтении и пр. Ведь в обоих случаях необходима глазодвигательная координация: умение проследить взглядом за предметом, умение рассчитать силу, необходимую для удара или нажима при письме. Сейчас недостаточность психомоторного развития все чаще проявляет себя. Это связано с тем, что раньше дети больше времени проводили на улице, гуляли большими компаниями, бегали по всем окрестным дворам, играли во множество подвижных игр, Сейчас же дети практически не знают никаких подвижных игр. что же делать родителям? в первую очередь, припомнить все те игры, в которые мы играли, те выкрутасы, которые мы придумывали для игр с мячом, с резиночкой и пр. И просто почаще выходить на улицу с детьми и вспоминать свое детство. Если говорить о ребенке, которому через год пора в школу, то стоит обратить внимание, нет ли признаков перекоса психомоторного развития.
Признаки незрелости психомоторного развития или его перекоса :
высокая утомляемость,
двигательная расторможенность,
моторная неловкость (все время спотыкается, все роняет,
рассеянность,
тяжело долго удерживать внимание, трудности в переключении с одного движения на другое,
ребенок все время путает право - лево, иногда и верх-низ,
трудности в освоении таких навыков, как чтение и письмо.
Если у ребенка прослеживаются несколько признаков незрелости психомоторного развития или его перекоса, стоит обратиться к нейропсихологу для диагностики и получения рекомендаций с перечнем игр и упражнений, которые помогут скорректировать проблемы.