Анастасия Семкина
Консультация для родителей «Профилактика суицидального поведения у подростков и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика суицидального поведения у подростков и детей»
Самоубийство (суицид) — это осознанное или не до конца осознанное
лишение себя жизни. Существует формула суицида :
Прошлое – цепь ошибок. Настоящее – ужасно. Будущее –
беспросветно.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика суицидального поведения у подростков и детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Суицид. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Психологический смысл подросткового суицида -
Это «крик о помощи», стремление привлечь к себе и своим проблемам
внимание. Это признание своей растерянности перед проблемой,
которую подросток не в силах разрешить сам. Это о том, что у ребенка
не хватает ресурсов для выхода из сложившейся ситуации.
Суицидальное поведение имеет ряд особенностей, свойственных
растущему организму и личности. Суицидальная активность резко
возрастает с 14 -15 лет и достигает максимума в 16 – 19 лет. Одной из
причин выбора самоубийства, как способа решения проблем, носящих
возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Свою
временную гибель подросток воспринимает как способ воздействия на
значимых близких. Дети убеждены, что смерть имеет начало и конец,
они представляют себе смерть как иное существование, длительное
отсутствие или даже тяжелую болезнь. Они твердо верят, что, совершив
суицидальную попытку, они умрут, но «не до конца». И тогда сумеют
избежать невыносимой жизненной ситуации или избавится от страха и
ужаса от надвигающегося наказания. А после окончания «смерти» дети
предполагают зажить без былых конфликтов с теми, кому они
адресовали свой суицид как последний аргумент, как крик о помощи.
Чаще всего это родители.
Отношение к смерти детей в разные периоды жизни:
В дошкольном возрасте смерть близких, домашнего животного или
сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта
осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит
к сильному чувству вины. Смерть представляется как глубокий сон,
который может закончиться. Вот почему некоторые дети бояться
засыпать.
В младшем школьном возрасте дети считают смерть как возможность
решить ситуацию и наказать окружающих на время.
Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но
они фактически отрицают ее для себя. Смерть носит философский
характер (освобождение) или как шантаж (смерть конечная).
Основные причины суицида :
Неблагополучие в семье, напряженные отношения
Школьные проблемы
Несчастная любовь
Конфликт со сверстниками
Депрессия, низкая самооценка
Стрессовые жизненные ситуации (разлука с близким человеком)
Насилие со стороны взрослых
Уязвленное чувство собственного достоинства
Влияние интернет-ресурсов, неформальных социальных групп,
которые могут оказывать разрушающее воздействие на психику.
Причины суицидального поведения.
Но наличие психотравмирующей ситуации (причины) – недостаточное
условие для проявления суицида.
Вторая составляющая – личностные особенности подростка.
Ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на
жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду.
Особенности личности:
напряжение и незрелость потребностей и желаний,
неумение найти способы их удовлетворения,
отказ от поиска выхода из сложных ситуаций,
низкий уровень самоконтроля,
неумение ослабить нервно-психическое напряжение,
эмоциональная нестабильность,
импульсивность,
повышенная внушаемость,
бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.
Обратите на это внимание!
Условно можно разделить суицидальное поведение на 5 этапов :
1. Если не удовлетворены потребности в любви, признании, сочувствии,
сопереживании, то происходит снижение активности, энергии, потеря
интереса, повышается заболеваемость, но на плохое настроение не жалуется.
2. Жалуется на плохое настроение, бедная мимика, потеря аппетита,
перестают следить за собой.
3. Появляются суицидальные высказывания.
4. Постановка последних вопросов (смысл жизни, религия, мистика, способы
и методы самоубийства).
5. Принятие решения (настроение повышается = «юмор висельника»).
Необходимо «БИТЬ ТРЕВОГУ»!
Профилактика суицида среди подростков и детей – первостепенная задача
родителей. Это не чудо средства, которые я вам сейчас предоставлю, это
ВАША ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА! Важно следить за душевным
состоянием и поведением ребенка, отмечать возникающие изменения. Для
того, чтобы избежать трагедии, важно с рождения формировать
доверительные отношения в семье. Не отмахивайтесь от детских проблем,
даже если они кажутся вам пустяком – у ребенка на этот счет свое мнение.
Научите ребенка выражать свои чувства, а не замыкаться, для этого важен
личный пример – демонстрируйте, что чувствуете вы сами.
Чаще разговаривайте с ребенком о настоящем, о будущем, о его
чувствах, как прожит день
Активное обучение социально-важным навыкам (уметь эффективно
бесконфликтно общаться со сверстниками, разрешать конфликтные
ситуации, занимать активную позицию, следить за своим здоровьем,
уметь избегать неоправданного риска, уважать себя и т. д.)
Организация альтернативной деятельности
Организация здорового образа жизни
Демонстрируйте собственный положительный пример
Не бойтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту
Помните, что ребенок не должен бояться делиться с вами проблемами и
переживаниями. Теплые, доверительные отношения и безоговорочное
принятие способны предотвратить проблему суицида среди детей и
подростков.
Ресурсы (средства решения проблем) :
Внутренние ресурсы:
«Сильные стороны» человека, которые служат основой его
жизнестойкости и увеличивают вероятность преодолеть кризис с
позитивным балансом;
Инстинкт самосохранения;
Интеллект;
Социальный опыт;
Коммуникативный потенциал;
Позитивный опыт решения проблем;
Внешние ресурсы:
Поддержка семьи и друзей;
Стабильная учеба;
Приверженность религии;
Устойчивое материальное положение;
Медицинская помощь;
Психотерапевтическая помощь.
Уважаемые родители!
Если вы увидели один из негативных признаков намерения совершить
суицид у ребенка, то отнеситесь к этому серьезно, чтобы не допустить
неисправимое. Лучше всего прибегнуть к помощи специалистов, однако
стоит учесть, что в первую очередь самая лучшая помощь - это поддержка и
понимание близких людей. Помните, что как бы подросток на словах не
относился к родителям, он в душе их все равно любит и готов к диалогу.
Не забывайте, пожалуйста, что все мы были детьми и наши детские
проблемы казались нам такими трудными, такими серьезными! Вспомните
себя! Как вам хотелось почувствовать теплые объятия мамы и папы! Как
хотелось, чтобы они поняли вас без слов! А они были очень заняты делами.
Не повторяйте этих же ошибок!
Чаще обнимайте детей. Любите их, понимайте и принимайте, какими бы они
сейчас не были! Им очень нужна ваша поддержка!
Спасибо за внимание!