Оксана Вишнякова
Консультация для родителей «Познавательные интересы вашего ребенка»
Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:
Задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество;
Публикация «Консультация для родителей „Познавательные интересы вашего ребенка“» размещена в разделах
Стремиться ли ребенок пополнить знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать, рассматривает иллюстративный материал, самостоятельно наблюдает, осуществляет несложные опыты и т. д.);
Участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делиться своими знаниями);
Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляет при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка и др);
Способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность;
Свойственна ли ребенку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики движений при проявлении интереса?
Скоро ваши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит то того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.
При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определённую категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес связан см длительностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит.
Прочные знания – основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности.
Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснить и рассказать ребенку обо всём, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочке определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных заранее стихотворений о природе.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к примеру сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познаёт их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и трамвай)
Старшие дошкольники могут сравнить непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатлённый в памяти.
В дошкольном возрасте привлекает всё новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребёнка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребёнка интерес к привычным для него предметом. Например, предложите понаблюдать за одуванчиком. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает голову за солнцем, а вечером закрывает свой глазок и т. д.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Поощряйте знания и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.
Следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремиться к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя и т. д.
Особое значение для развития мышления детей имеют детские вопросы. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» побуждать ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веры в свои силы. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлдинского: «Умейте открывать перед ребенком»в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ёще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.