Светлана Краюшкина
Консультация для родителей «Подвижные игры с детьми дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Однако игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра оказывает на малыша всестороннее действие. В игре у ребенка развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать с партнерами (сверстниками или взрослыми) определенные взаимоотношения; в играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки других. Игра влияет не только на развитие личности ребенка в целом, она формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Подвижные игры с детьми дома“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Среди огромного разнообразия игр особое место занимают подвижные игры. Важнейшим их достоинством является то, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, бросание, упражнения с предметами и т. д. и потому являются самым и универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Подвижные игры – лучшее лекарство для детей от «двигательного голода» - гиподинамии.
Заниматься с ребенком следует регулярно, систематически. Для здоровья малыша полезно организовать двигательную деятельность утром, через 20-25 минут после завтрака, или в другое удобное время, соблюдая рекомендации врачей: нельзя активно двигаться непосредственно перед едой, сразу после нее, перед дневным или ночным сном.
Радость, которую вы доставите своему ребенку, играя с ним, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста
«Дружно по дорожке»
Инвентарь: цветной шнур, веревка или скакалка длиной 1,5-2 м.
На полу комнаты цветным шнуром, веревкой или скакалкой обозначается линия. Мама с ребенком становятся друг за другом в начале линии. Мама предлагает малышу «погулять по дорожке» При этом она произносит следующий текст:
Дружно по дорожке,
Дружно по дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два –
Шагают наши ножки.
По кочкам, по камешкам
По кочкам, по камешкам…
В ямку – бух!
Ребенок двигается вслед за мамой вдоль линии. На слова «по кочкам, по камешкам» они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, руки на пояс; на слова «в ямку - бух» присаживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда мама скажет «Вылезли из ямки», ребенок вместе с ней встает на ноги.
«За мамой»
Инвентарь: кукла, одетая для прогулки (шапочка, пальто, ботинки, или машинка на веревочке.
Ребенок становится на ковре рядом с мамой. В руках у мамы кукла или машинка. Мама говорит малышу «Я иду с куклой (машинкой) на прогулку. Пойдем со мной!» После этих слов мама начинает движение в обход по комнате, ребенок идет рядом с ней. Через 15-20 секунд мама останавливается, поворачивается лицом к малышу и произносит: «Кукла (машинка) устала, пора отдыхать». Затем мама кладет куклу (веревочку от машинки) на коврик, вместе с ребенком присаживается на корточки, складывают руки под щекой – «засыпают». Через 10-15 секунд мама вновь приглашает ребенка «на прогулку» - игра повторяется.
«Самолеты»
Инвентарь: цветной шнур или веревка 2-3 метра.
На полу комнаты шнуром или веревкой выкладывают круг – это аэродром. Мама объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолеты. Затем она произносит:
Самолетики летят
И на землю не хотят.
В небе весело несутся,
Но друг с другом не столкнутся
Самолетики, которых изображают ребенок и мама, расставив руки в стороны, начинают «летать» за пределами круга. Через 20-30 секунд мама говорит:
Вдруг летит большая туча,
Стало все темно вокруг.
Самолетики – свой круг!
После этих слов мама и малыш бегут по кругу – «самолетики садятся на аэродром»
«Котик к речке подошел»
Мама и ребенок берутся за руки, образуя небольшой кружок. Мама читает стихотворение, показывает движения, вслед за ней движения и слова повторяет ребенок
Котик к печке подошел,
Котик к печке подошел,
Идут по кругу, взявшись за руки.
Горшок каши он нашел,
Горшок каши там нашел,
Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи!
Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.
Пироги в печи пекутся, (выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх)
Они в руки не даются (выпрямляются, прячут руки за спину)
«Прокати мяч в ворота»
Взрослый и ребенок встают (или садятся на пол) на расстоянии 4-6 шагов
один от другого, в руках у взрослого мяч (диаметром 15-18 см). Между
играющими посередине устанавливаются ворота из кубиков. Взрослый
произносит: «Будем мы сейчас играть, мяч в воротики катать!»
Играющая пара начинает прокатывать мяч через ворота друг другу.
«Собери букет»
На полу в произвольном порядке раскладываются силуэты цветов, заранее
вырезанные из цветного картона (размером 15-18 см). После слов взрослого: «Раз,
два, три, букет собери!» играющие начинают собирать цветы в букеты.
Побеждает игрок, собравший больше цветов. При этом взрослый старается собирать цветы медленнее, чем ребенок. Можно играть в другие варианты игры, например «Собери снежинки», «Собери овощи с грядки».
«Лови мяч»
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 1,5-2 м. В руках у взрослого мяч. Взрослый бросает мяч ребенку, тот возвращает его обратно. При этом взрослый (впоследствии вместе с ребенком) произносит: «Лови, бросай, упасть не давай!» Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова рекомендуется произносить не спеша, чтобы ребенок успел поймать мяч, а затем перебросить его взрослому. При дальнейшем повторении игры расстояние между игроками можно увеличивать.
Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Пилоты»
Инвентарь: 2 кегли (или 2 кубика) разных цветов.
Мама и ребенок становятся на противоположных концах комнаты, рядом с кеглями. Они – пилоты самолетов, находящихся на разных аэродромах. По команде мамы: «Готовим самолеты к полету!» они расходятся по комнате, останавливаются каждый у своего самолета, «наливают в банки керосин» (наклоняются, «заводят моторы» (вращают руками перед грудью) и «летят» (разводят руки в стороны и разбегаются по комнате в разных направлениях). Самолеты находятся в воздухе до тех пор, пока мама не скомандует «Самолеты на посадку!» После этого мама и ребенок должны быстро добежать до своих кеглей – «вернуться на свои аэродромы».
«Чего не стало»
Инвентарь: 10 игрушек небольшого размера (машинка, кубик, мячик, погремушка, матрешка, куколка, птичка и т. п.)
Соревнуются мама и ребенок. На столе перед ними стоят 6-10 игрушек. Мама и ребенок по очереди рассматривают их. Затем водящий предлагает игроку повернуться спиной и закрыть глаза, а сам в это время убирает или добавляет 2-3 игрушки. По команде водящего «Раз, два, три – смотри!» игрок открывает глаза и поворачивается лицом к столу. Он должен правильно ответить на вопросы водящего: «Какие игрушки исчезли? Больше стало игрушек или меньше? На сколько?» и т. п. Побеждает игрок, который во время игры был более внимательным.
«Веселые мячи»
Инвентарь: 2 резиновых мяча диаметром 18-20 см.
Мама и ребенок становятся на расстоянии 1,5 – 2 м друг от друга. В руках каждого из игроков по мячу. Мама читает стихотворение:
Мячик мой веселый
Прыгает и скачет
Я ладонью бью его,
Мячик мой не плачет!
Вверх подброшу мячик,
А потом поймаю.
Сможешь это повторить? –
Я сейчас не знаю.
И выполняет движения согласно тексту – ударяет мячом об пол, подбрасывает мяч вверх и ловит его. Затем мама предлагает ребенку повторить тоже самое.
Примечания:
1) Можно предложить ребенку выполнить следующие задания: подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками; Подбросить мяч вверх и поймать его правой, затем левой рукой; ударить мяч об пол, хлопнуть в ладоши и затем поймать мяч.
2) По мере освоения ребенком движений рекомендуется подсчитывать количество пойманных мячей.
«Прыгает – не прыгает»
Инвентарь: картинки (10*10см) с изображением зверей, птиц и предметов.
Мама и ребенок становятся друг напротив друга на небольшом расстоянии. Мама называет птиц, зверей и предметы, которые «прыгают или не прыгают». Если она называет то, что прыгает (например лягушка, ребенок должен подпрыгнуть вверх на двух ногах; если назовет то, что не прыгает, ребенок должен присесть, опустить руки вниз, касаясь пола кончиками пальцев. Объяснив ребенку правила игры, мама начинает произносить названия зверей, птиц и предметов, одновременно с этим показывая картинки.
Кенгуру (ребенок подпрыгивает)
Мяч (ребенок подпрыгивает)
Заяц (ребенок подпрыгивает)
Медведь (ребенок приседает)
Стол (ребенок приседает)
Воробей (ребенок подпрыгивает)
Телевизор (ребенок приседает)
Лягушка (ребенок подпрыгивает)
Дерево (ребенок приседает)
Обезьянка (ребенок подпрыгивает)
«Пробеги тихо»
Водящему завязывают глаза непрозрачным платком, и он присаживается на корточки. Через некоторое время (5-10 с) второй играющий бесшумно бежит мимо водящего. Если водящий услышит шаги, он говорит: «Стой!»- 2 игрок останавливается. Водящий, не снимая платок с глаз, показывает, где слышал шум шагов. Если он правильно указал направление, то 2 игрок возвращается на исходную позицию и игра повторяется, если ошибся, то водящий и 2 игрок меняются ролями.
«Быстрые машинки»
К игрушечным машинкам привязывают веревки одинаковой длины (1-1,5 м) с палочками на концах. Взрослый и ребенок встают в одну линию, каждый держит в руках палочку, к которой привязана веревка с машинкой. По команде «Раз-два, раз-два, начинается игра!» они, вращая пальцами палочку, наматывают на нее веревку, подтягивая таким образом к себе машинку. Побеждает тот игрок, чья машинка «приедет» первой.
«Кенгуру»
Играющие встают на одну линию с мячом (диаметром 18-20 см) в руках. По команде «Начинаем мы игру. Быстро прыгай, кенгуру!» игроки зажимают мяч между коленями и прыжками передвигаются вперед до заранее установленной (на расстоянии 3-4 м) кегли. В соревновании побеждает игрок, который первым прискачет к финишу, не потеряв при этом свой мяч.
«Волшебный мешочек»
Первому игроку непрозрачным платком завязывают глаза и дают в руки «волшебный мешочек», в котором помещены 5-6 различных предметов. Игрок достает из мешочка предмет и, ощупывая его, должен определить, что он достал. Когда мешочек опустеет, игроки меняются ролями. В мешок можно положить другие предметы. Побеждает тот из игроков, кто правильно угадает наибольшее число предметов.
«Назови насекомое»
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 1м. В руках у взрослого мяч, который он пять раз подряд кидает ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет любое известное ему насекомое (пчела, муравей, кузнечик, шмель, муха и другое). Взрослый считает названных насекомых. При каждом повторении игры игроки меняются ролями. Можно играть в другие варианты игры, например «Назови фрукт», «Назови животное» и другое.