Юлия Макарова
Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь формируется в первые годы жизни. Степень ее развития зависит о многих факторов: от особенностей самого ребенка, социальной среды, пола, отношений с родителями, физиологических особенностей и т. д.
Речь взрослого очень важна для ребенка. Если Вы не будете провоцировать малыша на произнесение звуков, то не стоит ожидать, что он самостоятельно с Вами заговорит логически выстроенной речью.
Публикация «Консультация для родителей „Почему ребенок не говорит“» размещена в разделах
Термин «задержка речевого развития у детей» широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то, что ЗРР у детей очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.
Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.
Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психо-речевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы.
Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования невропатологом, логопедом и психологом.
На ЗРР ребенка влияют несколько факторов, которые делят на внутренние и внешние.
К внутренним факторам относят:
1) некоторые наследственные болезни (глухонемота, патологии ротовой полости, наследственная задержка речи, эпилепсия, судороги, мигрени, аллергии, алкоголизм родителей, склонность к суициду родителей или родственников, умственная отсталость, заикание и др.);
2) особенности протекания беременности (тяжелые роды, кровоизлияния в мозг, недоношенность и др.);
3) наличие гипоксии внутриутробной и родовой (кислородное голодание);
4) наличие определенных болезней у ребенка (психические нарушения, заболевания эндокринной системы, заикание и др.);
5) пол ребенка (спорный фактор, педагоги склоняются к тому, что мальчики начинают говорить позже, однако официальная медицина спорит по этому поводу);
6) ребенок - левша или правша (Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством.
Недаром, правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции рук, ног, памяти, мышления. И если наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности еще перенести действия правой руки на левую. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием);
7) личные особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик; тип ребенка по восприятию окружающего мира - визуал, аудиал, кинестетик и др.).
То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка, и которые он получил в наследство.
К внешним относятся следующие факторы:
1) стрессовые ситуации;
2) присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
3) билингвизм семьи;
4) смена места проживания, детского сада и др.
Развитие речи - процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Если в 2-2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, стоит внимательно присмотреться к нему и понять, почему он так долго молчит.
Типичные варианты задержки речевого развития (ЗРР) у детей 2-2, 5 лет:
1. Задержка на стадии называния.
Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может долго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослыми. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем.
В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным рассказом для малыша. Родителям нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу "давай вместе". А главное, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать сказки.
2. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым.
Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так всё понятно.
Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом.
3. Ориентация в основном на предметный мир.
Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир. Конечно, взрослым удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредотачиваясь на предметах и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение приводит, как правило, к ЗРР, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны.
С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в "ку-ку", спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть с ребенком в старую игру "Сорока-ворона" или другие детские игры. Но нужно помнить, что всем предметным действиям следует придавать (по возможности) человеческий характер - куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. п. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить. Полезны игры с иммитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.
4. "Детские" слова могут препятствовать развитию речи.
Причины употребления специфических "детских" слов типа "бу-бу", "лю-ка" кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной ещё артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов.
Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.
Когда нужно начинать беспокоиться?
Педиатры выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка :
· Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка».
· Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
· Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
· Не понимает или не может ответить на простые вопросы.
· Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
· Не может назвать кого-то из членов семьи.
Итак, если вы обнаружили у своего двухлетки один или несколько из этих признаков, следует обратиться к педиатру.
Первое, что сделает врач, это проверит слух у вашего ребенка. Незначительные нарушения слуха, например, после ушной инфекции, могут значительно тормозить развитие речи. Если со слухом все нормально, врач может предположить незначительное отставание в развитии. В этом случае, скорее всего, он предложит вам подождать и понаблюдать за ребенком в течение 6-12 месяцев, чтобы посмотреть, нужно ли будет дальнейшее лечение. Но не следует в течение этого периода сидеть сложа руки. Ваша задача – помочь ребенку развить навыки речи. Даже если ребенок посещает логопеда, домашние упражнения могут сделать чудеса.