Аликова Суфия
Консультация для родителей «Почему дети бывают упрямыми и капризными?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему дети бывают упрямыми и капризными?»
В одном из исследований отмечается, что у детей, которых не обнимают, не ласкают и не гладят, повышенный уровень гормонов стресса. Отсутствие ласки и проявления любви может иметь длительные последствия, сказываясь на поведении и обучении взрослеющего человека.
Публикация «Консультация для родителей „Почему дети бывают упрямыми и капризными?“» размещена в разделах
Дефицит позитивных эмоций и чувств вызывает «энергетический кризис» личности, трудности в общении, что ведет к социальной дезадаптации, вызывает различные детские неврозы, психосоматические заболевания, подрывает иммунную систему, что осложняет продуктивное и творческое развитие ребенка.
И тогда взрослые обвиняют детей в упрямстве, называют врединами, а сами дети при этом капризничают или замыкаются.
Почему дети бывают упрямыми и капризными?
1. Родители детям слишком много запрещают.
2. Родители постоянно заняты собственными делами.
3. Дети «не видят» непосредственного (ближайшего) результата, той деятельности, которая им навязывается взрослыми.
4. Дома, в отличие от детского коллектива, не с кем соревноваться в том, чтобы «быть хорошим», родители и «так любят», а плохим быть легче – не надо стараться.
5. Родители относятся к детям, как начальники к подчиненным (Я – начальник, ты -.)
6. Родители в своих требованиях не учитывают сил и возможностей детей.
7. Родители слишком категоричны и бескомпромиссны.
8. У родителей нет достаточных знаний о воспитании.
9. Родители «ленивы и нелюбопытны», интересы детей им безразличны.
10. Родители говорят на «взрослом» языке, непонятном для детей.
11. Отношение родителей к ребенку как к малышу контрастирует с их требованиями к нему как к идеальному взрослому.
12. Родители забыли, какими они сами были в детстве.
13. Ребенку трудно выразить свои мысли, он расстраивается из-за того, что его не понимают, и это внешне выглядит, как каприз.
14. Ребенок нездоров, устал, голоден или не выспался.
15. Родители не стремятся сделать задание более интересным для ребенка.
16. Ребенку «выгодно» быть капризным, «больным». Потому что в этот момент на него обращают внимание, тогда как его «взрослое», «должное» поведение (требующее усилий) не подкрепляется вниманием.
17. Ребенок «забыл» или не уяснил, «кто в доме хозяин», и считает, что он - «пуп земли».
18. Родители не учат детей думать, рассуждать, а дают готовые решения-инструкции.
19. Родители часто торопят, подгоняют детей или начинают делать за них то, что те хотели бы закончить самостоятельно.
20. Родители уделяют слишком мало времени «чистому» общению с ребенком.
21. Когда ребенку интересно то или иное дело (стирка, глажка, приготовление пищи или мытье посуды и т. п., родители останавливают их из-за нехватки времени или опасения травмы, а потом (в более старшем возрасте) требуют от них помощи по дому.
22. Ребенок отказывается от выполнения того или иного дела из-за боязни ошибиться. Не справиться, а не из-за строптивого характера.
23. Родители не интересуются мнением ребенка, а свое считают единственно верным.
24. Родители возлагают на детей обязанность реализовать то, чего сами не добились в жизни, не интересуясь, подходит ли это ребенку.
25. Ребенок с детства избалован и не приучен к подчинению старшим.
26. Дома не ставят «оценок», значит, незачем стараться.
27. В школе относятся «по-взрослому», значит, уважают, а дома – нет, тогда как ребенку уже мало любви, ему требуется уважение родителей.
28. Капризы – способ «показать характер», добиться своего, самоутвердиться, выбраться из «пеленок» родительской гиперопеки.
29. Капризы – способ уклониться от выполнения обязанностей, поручений.
30. Родители требуют убрать «игрушки», когда ребенок еще не «доиграл».
31. Родители регламентируют жизнь ребенка, исходя из соображений собственного удобства и спокойствия.
32. У родителей нет единства в подходе к воспитанию ребенка.
33. Родители непоследовательны – сегодня запрещают то, что вчера запрещали.
34. Родители действуют по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей ребенка, его характера, потребностей, интересов, умственных и физических возможностей, «психологического возраста».
35. Родители тормозят развитие самостоятельности ребенка, не передают своевременно ответственности за принятие решений (когда вставать, что надевать, как поддерживать порядок в своих вещах и своей комнате, самому выяснить отношения с братом, сестрой и т. п.).
36. «Правила игры» в семье расходятся с «правилами», принятыми в обществе.
37. Отношения к разновозрастным детям различается только в смысле обязанностей, тогда как старший имеет больше прав и привилегий.
38. Родители не подкрепляют «взрослого» и «здорового» поведения ребенка, и потому «детское» и «больное» выглядит более привлекательно.
39. Родители не держат слова, не выполняют обещания.
40. Родители не способствуют проявлению взрослости, силы, мужества, умелости (в том числе в качестве «маминого защитника», «рыцаря», «папиной хозяюшки» и т. п.)
41. Дети завидуют тому, что родители всегда правы и безошибочны, чувствуют собственную неполноценность рядом с «образцово-показательными» родителями.
Что надо делать, когда дети упрямятся и капризничают?
1. Выяснить причину каприза и, по возможности, устранить ее.
2. Найти ребенку интересное занятие.
3. Хвалить не столько за конечный результат, сколько за старание.
4. Награждать за желательное поведение и наказывать за плохое (в том числе с помощью «штрафа» и «наряда вне очереди»).
5. Дать ребенку отдохнуть, побыть одному.
6. Переключить на другую тему или «озадачить» («Никакого шоколада, можешь съесть яблоко или морковку»).
7. Удивить нестандартной реакцией, проявить сочувствие, приласкав, предложив выбросить «капризки» за окно, неожиданно извинившись.
8. Рассказать о своих чувствах, возникших при его капризах, подчеркнув, что родители любят ребенка всегда и всякого, но его поведение им не нравится.
9. Проявить гибкость, отказаться от категоричности, предложить компромисс.
10. Предложить поменяться ролями, предварительно обсудив мотивы поведения каждого участника конфликта.
11. Изменить форму обращения, вместо приказа или запрета использовать просьбу или обращение за советом.
12. Настоять на подчинении во что бы то ни стало, дав понять, «кто в доме хозяин».
13. Спросить: «Ты меня любишь?» и предложить доказать свою любовь.
14. Сказать: «Если ты больной, то давай лечиться, ложись в постель».
15. Проконсультироваться у психолога, психиатра и пролечить, если надо.
16. Доходчиво объяснить смысл предъявляемых требований.
17. Уговорить.
18. Дать достаточное количество времени на выполнение задания, окончание игры.
19. Высмеять нежелательное поведение.
20. В спокойной обстановке (во время вечерней сказки) рассказать душещипательную историю о ребенке, который расстраивал любящих родителей своим поведением.
21. Составить договор (контракт) с конкретным перечислением взаимных обязательств.
22. Пригрозить ремнем, а если не поверил – выпороть («выбить дурь»).
23. Поставить в угол, посадить на скамью «штрафников».
24. Отобрать «звездочку» или «чипс», которыми ребенок был награжден за примерное поведение, «наградить» нелепым бантиком.
25. При проявлении агрессии показать, кто сильнее, обхватив «мертвой хваткой», приперев к стене или «дав сдачи».
26. Отвести в милицию или вызвать ее при противоправном поведении.
27. Передать ответственность за решение собственных проблем («Сынок, к тебе пришел сосед, которому ты разбил стекло, разберись с ним»).
28. Перестать баловать, не покупать лишних игрушек («незаслуженных»).
29. Лишить внимания (например, покормить на час позже и отдельно на всех, не разговаривать и не смотреть, пока не исправится, не выполнит инструкцию.
30. Дать ребенку свободно высказаться.
31. Воспитывать собственным примером, вдохновлять, создавать ситуацию успеха, воодушевления.
32. Подкреплять желательное и наказывать нежелательное поведение по принципу «здесь и сейчас».
33. Составить список поведенческих проблем и решать их последовательно, начиная с самой простой, а не «стрелять из пушки по воробьям».
34. Ограничить список проблем лишь теми, с которыми нельзя смириться и которые «не перекрываются» радостью от успехов в учебе, творческими достижениями, душевным теплом.
35. Последовательно передавать ребенку ответственность за решение тех проблем, которые он в состоянии решать самостоятельно, показывая пример решения собственных проблем и заботы о своем благополучии.
36. Увеличить время «чистого» общения с ребенком.
37. Облекать трудные задания в игровую и соревновательную форму.
38. Обращаться «на равных», заменив «Ты-высказывания», «Я-высказываниями», сообщая о том, что чувствуешь и что думаешь в связи с тем или иным нежелательным поведением и что сделаешь в следующий раз, если оно повторится.
39. Излагать свои требования максимально конкретно («Почисти зубы», «Собери игрушки» и т. п., вместо «Будь аккуратным, послушным» и т. п.)
40. Порицать не ребенка (он, безусловно, любимый, а его поведение, которое ему легче исправить без ущерба для чувства полноценности.
41. Учитывать черты характера своего ребенка, индивидуализируя мотивацию его поведения в соответствии с его потребностями.
42. Рассказать ребенку о негативном влиянии капризов на здоровье, характер, отношение к нему окружающих.
43. Сфотографировать «капризулю» для «доски почета», записать его на магнитофон, снять на видеокамеру для «развлечения друзей» и «на память потомкам».