Оксана Балукова
Консультация для родителей по экологии «Учите детей любить и беречь природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветки хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам надо воспитать человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имел потребность не столько брать от природы, сколько ей отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.
Публикация «Консультация для родителей по экологии „Учите детей любить и беречь природу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Речь идет о сравнительно новом воспитательном аспекте, являющемся органической частью всей системы дошкольного воспитания – экологическом воспитании. Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.
Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает “изучение дома”. Ведь у каждого живого существа есть свой “дом”, свой “адрес”- это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнеры и враги, с которыми оно связано множеством невидимых нитей – экологических связей.
В процессе экологического воспитания мы должны раскрыть систему взаимосвязей живых организмов с окружающей средой, сформировать определенную ориентацию и жизненную активную позицию в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан.
Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по этическому воспитанию своих детей. Корни экологического поведения в природе закладываются не только в детском саду, школе, но и в семье. Ребенок должен пополнять запас своих биологических знаний, необходимо воспитывать у него любовь и интерес к природе, наблюдательность, мышление, ответственное к ней отношение. Ребенок с детства должен знать в лицо галку, мяту, медуницу, других животных и другие окружающие его растения, знать, что от природы можно брать в ограниченном количестве, а что вообще нельзя трогать.
Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, достигается путем чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях (дома, на даче и другое).
У детей в возрасте от 3 до 7 лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети – маленькие исследователи. Они стремятся все взять в руки, расмотреть, предметом их интереса становятся окружающие растения и животные.
Сама по себе перед родителями встает задача сообщать детям как можно больший объем знаний, в частности, биологических. Отвечая на вопросы ребят, желательно поддержать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших проблем.
В этом возрасте, то есть от 3 до 7 лет, существенно изменяются формы работы с детьми. Если раньше с ними практически не отходили от дома, то в этот период их постепенно начинают брать на более дальние прогулки в лес, на реку. И чем чаще это делается, тем лучше. В своей “Родительской педагогике” В. А. Сухомский писал: “Используйте каждый свободный час. Идите с ними в лес, на берег пруда. Самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребенку. Незабываемые минуты изумления, удивления, которые переживает ваш сын – это взлеты пытливой мысли. ”
Внимание ребенка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона: увеличения или уменьшения длины дня или ночи, примерную дневную температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно, на характер осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показывать малышу солнце, луну, звезды и связанные с ними явления: закат и может быть, восход солнца, изменения формы луны и другое. Ребенку интересно наблюдать грозу и другие природные явления.
Во время прогулок детей в лес их знания о деревьях расширяются. Деревья узнаются по цвету и поверхности коры (белая у березы, темнокоричневая с глубокими трещенами у дуба, коричневая у липы, желтосерая с трещинами у тополя, по форме листьев или особенностям хвои. Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, березы, дуба и покажите ребенку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые, у березы – гладкие, треугольные, у дуба – вырезные.
Уже в этом возрасте дети легко понимают, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больночто испорченное дерево или кустарник плохо растет.
Часто в весеннем лесу можно наблюдать семьи, собирающих раннецветущие растения. Законом об охране природы и специальными решениями облисполкомов запрещен массовый сбор таких первоцветов, как хохлатка, медуница, первоцвет весенний, прострел (сон-трава, а также ландыша, любки двулистной, купальницы и других. Совершенно необходимо знать местные растения, которые запрещено уничтожать. Они занесены в Красную книгу.
Для удовлетворения познавательного интереса и этических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из 1-3 цветков, в крайнем случае 5-7 цветков. Составление букета – не простая задача, в ней есть свои законы.
Но присборе цветов необходима их подземной части: нельзя их вырывать из земли.
Дома надо показывать ребенку как поставить цветы в воду.
Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Детям надо показать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нам ничего более простого, чем сбор ягод, но оказывается и здесь нужно позаботиться об охране природы и привить детям правильные навыки сбора ягод. Нельзя срывать с ягодами стебли, нельзя ломать ветви с ягодами у шиповника, калины, черемухи и других.
При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но заострить их внимание на внешних признаках: окраска ножки, шляпки, указать на условия, в которых встречаются каждый из видов грибов, например, около каких деревьев растет белый или подосиновик (белый гриб встречается вблизи березы, дуба, подосиновик связан своей грибницей чаще всего с корнями осины).
Однако серьезное внимание надо уделять и ядовитым грибам. Ядовитыми грибами являются красный и пантерный мухоморы.
При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом плодовое тело, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.
Нередко детей привлекают к сбору лекарственного сырья. При этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания (среди какой растительности он чаще всречается). Ребенку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют.
Если дома нет комнатных растений, желательно их взять хотя бы на осень: выкопать с комом земли хризантему, душистый табак, посадить их в цветочый горшок. Зимой они будут цвести.
В конце зимы с ребенком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Петрушку желательно посеять с осени. Интересно наблюдать с малышом, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду. К уходу за растениями дома ребенок сначала привлекается эпизодически, а постепенно и самостоятельно может поливать их. Уже в этом возрасте ребенок способен уловить, что одни растения любят больше пить, а другие меньше, а потому одни растения надо чаще поливать, а другие меньше.
Если ребенок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.
После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Желательно постепенно формировать домашнюю библиотеку, состоящую из справочников и иллюстрированных определений. Важно, чтобы они были всегда под рукой.