Светлана Глущенко
Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику у детей»
▼ Скачать +Заказ
Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног.
В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать мелкую моторику у детей“» размещена в разделах
1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.
Активизируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону головного мозга.
На развитие речи детей наряду с мелкой моторикой воздействуют и другие факторы.
Мелкая моторика у детей дошкольного возраста формируется поэтапно и протекает индивидуально для каждого ребенка.
Она напрямую действует на гибкость рук и скорость реакции детей. По признакам развития мелкой моторики детей можно в будущем говорить об их подготовленности к обучению в школе.
Профессор И. М. Сеченов писал, что координированные движения руки детей наследственно не предрешены, а возникают и развиваются в процессе воспитания и обучения. Чтобы помочь детям улучшить мелкую моторику, необходимо играть с ними в развивающие игры.
Проверить моторику своего чада можно таким способом: предложите ребенку нарисовать круг около 5-7 см. в диаметре. Если он без усилий справился с заданием одной линией, значит с мелкой моторикой у него все хорошо. Если вместо круга получился овал, и то после нескольких попыток, то это говорит о нарушении моторики кисти руки.
Как формировать навык у малышей младшего дошкольного возраста (4-5 лет?
Развивающие игры и занятия для детей младшего дошкольного возраста должны носить больше информации об окружающем мире, чем прошлые познания.
Чтобы помочь ребенку с формированием моторики пальцев рук, не нужны сложные игрушки или дорогие приспособления.
Необходимо выполнять простые упражнения и систематически производить массаж кистей рук. Нужно постоянно следить за овладением ребенком простыми умениями – держать чашку или вилку.
Дошкольникам нравится рисовать, лепить – это для них своеобразный способ познания мира. Зная, какие игры увлекают ваше чадо, можно с легкостью придумать интересные развивающие занятия. Детям 4-5 лет ловкие пальчики помогают освоить много новых и увлекательных игр.
Приведем некоторые из них:
предложите ребенку при помощи нитки и иголки собрать бусы из шариков фольги;
изготовление поздравительных открыток к Новому году;
наматывание нитки на катушку;
придумайте игры с прищепками, пинцетами, пипеткой;
наклеивание мелких наклеек, игры с детскими ножницами;
помогите собрать мозаику, складывать цветные кубики;
подскажите ребенку, как подобрать крышечки к баночкам;
вместе с ребенком рисуйте зубной пастой на окнах морозные узоры.
Важно! Занятия необходимо проводить систематически на протяжении 10-15 минут, желательно под музыку или в сопровождении детских стихов.
Как развивать моторику рук у дошкольников 6-7 лет?
У детей старшего подросткового возраста необходимо развивать механизмы, полезные для освоения письма.
Перед работниками дошкольных учреждений стоит задача с помощью графических навыков развить мелкую моторику рук детей.
Ребенку можно предложить графические задания, упражнения с предметами, пальчиковые упражнения.
У детей старшего подросткового возраста происходят значительные перемены высшей нервной деятельности.
По своим параметрам головной мозг семилетних детей близится к показателям мозга взрослых людей. Специалисты дошкольных учреждений рекомендуют детям 6-7 лет рисование, игры на музыкальных инструментах, упражнения с пластилином и конструктором. Хорошего эффекта можно добиться в результате использования особых, индивидуальных занятий.
Приведем некоторые рекомендуемые специалистами упражнения:
рисование кистью, карандашами, раскрашивание картинок;
лепка из глины и пластилина, или теста. Желательно использовать мягкий пластилин;
Справка! Зимой для лепки подойдет снег. Рисование пластилином — разновидность нетрадиционного рисования, которая доступна детям и дома, и в дошкольном заведении.
изготовление поделок из бумаги, наклеивание мелких предметов на ткань или бумагу;
изготавливайте вместе с ребенком поделки из соломы и других доступных материалов;
застёгивание и расстёгивание застежек;
плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка;
все виды ручного творчества (вязание, вышивание, чеканка);
организуйте игры с песком в летнее время на улице;
перебирание круп;
предложите ребенку показать пальцами на сказочных героев;
попросите ребенка указать на пол, потолок, дверь окно;
попросите ребенка рисовать в воздухе, сжимать и разжимать кулачки;
выкладывание контуров различных небольших предметов.