иришка Тотмина
Консультация для родителей «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей ««Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастаю. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Первые шаги по ступеням финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный для него подарок, просто так не даст детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. И чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Погружение в науку денег для ребенка правильнее всего начинать с пяти лет. В этом возрасте он знает уже цифры и учится их складывать и вычитать. Обучение должно проходить постепенно. Рассматривайте совместно с ним монеты и купюры разных номиналов, знакомьте с денежными знаками и родной страны и с денежными знаками других государств. Начните учить малыша простым способам размена, пониманию ценности денег.
В дошкольном возрасте необходимо подводить ребенка к осознанию значимости человеческого труда как такового и также пониманию того, что собственные денежные средства зарабатываются именно собственным трудом (умственным и физическим).
С этого же возраста ребенок знакомится с профессиями своих родных. В 5 лет он способен понять и запомнить какие конкретно трудовые обязанности исполняют родители. Родителям очень полезно делиться в кругу семьи успехами своей карьеры так чтобы малыш был не только свидетелем таких разговоров, но и их участником. Акцент должен стоять на том, что за проделанную работу работники получают денежное вознаграждение (зарплату, гонорар). А у самых усердных и квалифицированных работников это вознаграждение может быть выше, чем у остальных. Важно дать понять ребенку, что социально - трудовые отношения – это основа основ экономических отношений любого общества.
Рекомендации для родителей
1. Выдавайте детям карманные деньги важно, чтобы у ребёнка были деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. Только на собственном опыте управления деньгами ребёнок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.
2. Договоритесь с ребёнком о сумме и периодичности выдачи карманных денег, все детали следует, прежде всего, обсудить с ребёнком в формате уважительного диалога. Особенно важно в течение разговора рассказать ребёнку о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ним период, на который вы будете выдавать ему определённую сумму (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц) и четко обговорите «правила игры».
3. Не платите ребёнку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания. В формировании финансовой грамотности ребёнка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним.
4. Не увлекайтесь контролем расходов. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами, позволяя ему самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребёнка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. 5. Расскажите ребёнку, для чего нужна копилка. Обсудите с ребёнком суть накоплений — для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом.
6. Договоритесь о помощи при крупной покупке. Если копить на важную для ребёнка вещь слишком долго, мотивируйте его тем, что, когда он накопит какую-то значимую часть большой суммы вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет.
7. Включите в карманные деньги часть расходов на ребёнка. Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребёнка в его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребёнок может отвечать самостоятельно. В зависимости от возраста это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно список будет расти, до тех пор, пока все расходы ребёнка не окажутся в его собственной зоне ответственности.
8. Помогите ребёнку оптимизировать расходы. Расскажите ребёнку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно оптимизировать и как конкретно это сделать.
9. Будьте примером. Дети – это наша копия. Поэтому для воспитания финансово грамотного человека в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотностью.
Читаем вместе с детьми.
Важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию сказок.
1. Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения: Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
2. Сказки, отражающие труд людей: Народные сказки «Хаврошечка», «Морозко», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
3. Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
4. Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», труд, распределение, обмен, производство: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г. Х. Андерсен «Огниво».
5. Сказки, помогающие понять значение экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость: К. Чуковский «Федорино горе», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Конечно, невозможно научить ребенка всему и сразу, но, если регулярно уделять внимание вопросам его экономического воспитания будет создана основа для формирования финансово грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего взрослого.