Татьяна Лысенко
Консультация для родителей, педагогов «Знакомство детей с хохломской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей, педагогов : «Знакомство детей с хохломской росписью».
В последнее время значительно усилился интерес в использовании в творчестве с детьми произведений декоративно – прикладного искусства. Это и керамика, и резьба, и чеканка, и расписные деревянные изделия, выполненные в стиле хохломской, городецкой, мезенской и другой росписей.
Публикация «Консультация для родителей, педагогов „Знакомство детей с хохломской росписью“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Современная педагогика требует эмоционального и творческого развития ребенка. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд творчества».
Народное прикладное искусство, а в данном случае, хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественных способностей, творческого воображения, эстетического вкуса у детей, помогает понять культуру народа, традиции, обычаи и нравы.
Гуляя по лесу, полю, берегу реки, разве мы не удивляемся красоте родной земли? Русские люди издавна воспевали её красоту в песнях, сказках, наполняли простые предметы обихода яркой росписью. Эти предметы, мастерски исполненные, стали произведениями искусства. К ним относится и «Золотая хохлома», которая получила своё название по имени села Хохлома, куда свозили на продажу расписные деревянные изделия, выполненные на токарном станке. В наше время, промысел сосредоточен в г. Семёнове, в сёлах Сёмино и Новопокровское.
Интересен процесс изготовления хохломских изделий : токарное или точеное изделие грунтуют жидкой глиной («вапой», затем пропитывают льняным маслом, шпаклюют, покрывают олифой 3-4 раза с просушкой после каждого покрытия. После высыхания олифы, к изделию хорошо пристает алюминиевый порошок, которым его покрывают. Далее – роспись масляными красками, сушат при 1300. Лак темнеет, придаёт изделию золотистый оттенок.
Необходимо обратить внимание детей на главную особенность данной росписи : художник никогда не вычерчивает заранее четких контуров в узорах – всё делается кистью, даже прорисовка очень мелких деталей – сразу мягкой кистью, т. е. кистевым приёмом.
Роспись от руки и дала нам эту кудреватость травок, мягкость очертаний листьев и лепестков.
Мастера работают не только кистью, но и трафаретом или «штампиком», который помогает оттиснуть один и тот же узор.
При знакомстве детей с хохломской росписью необходимо рассказать, что предметы изготовлены из дерева, затем расписаны. «Золотой» рисунок появляется на изделиях без использования золота, а по причине тщательной, многогранной обработке. Рассматривая рисунок на ложке, чаше нужно задать вопрос: «Что здесь нарисовано?» Без труда дети узнают ягоды клубники, рябины, смородины, цветы и листья. Работа проводится в два этапа: 1 – беседа (выяснение и уточнение знаний о росписи); 2 – целевая экскурсия на природу (рассматривание и сравнение увиденного с образцами данной росписи).
Следует обратить внимание, что главный элемент композиции узора – «завиток» (центральная линия, на котором располагается самый крупный элемент – цветок, затем листья, ягоды, а потом – травка, мелкие ягодки(«разживка»).
Дети постепенно приобретают простейшие знания об особенностях данной росписи, выделяют предметы прикладного искусства хохломы в окружающем мире.
Под руководством взрослых обучаем техническим навыкам данной росписи : широкие линии проводим всей кистью, а тонкие линии, точки – концом, держать кисть необходимо тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги. Начинаем с простых элементов: наносим мазки кистью, составляем из них веточку. Затем рисуем ягоды, листья и мелкие цветы.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарония детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.»
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Произведения исконных хохломских мастеров, которые сделаны так умело, нарядно празднично, рассматривая узоры трав, цветов и ягод, убеждаешься, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего – детям.