Рыжкова Ольга
Консультация для родителей «Обучение игре в шахматы в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители, узнав о существовании в детском дошкольном
учреждении кружка, где детей обучают шахматной игре, задумываются, а нужно ли это их ребенку? Не слишком ли рано начинать
знакомить детей с такой сложной игрой? Справится ли детский разум с
непосильной, казалось бы, задачей?
А зря!
Ведь всем известно, что шахматы это уникальный инструмент развития
творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития
интеллекта ребенка.
Не смотря на кажущуюся сложность, шахматные правила достаточно просты и доступны, и не существует возрастных ограничений для начала обучения игре.
В дошкольном возрасте игра является неотъемлемой формой деятельности
ребенка, поэтому необходимость сделать процесс обучения радостным и интересным, чтобы поддержать интерес к приобретению и закреплению новых знаний.
Что даёт игра в шахматы ребёнку?
Играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить
и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой
фигурой сделать ход, которые могут повлечь не такие большие потери
(самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и
ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на
одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется
произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В
условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма
«действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.
Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем
сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего
плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями,
требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет
планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных
целей.
Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей
ориентирования на плоскости, пространственного воображения,
формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят
запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей
деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств,
как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех
качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах
современной школы.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества,
воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка
серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая
возможность для развития.
И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных
дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится
соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески
применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и
создавать прекрасные комбинации на доске.
Шахматы - это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг.
Обучение игре в шахматы дает возможность реализовать врожденную потребность в соревновании, а удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности.