Надежда Маньчева
Консультация для родителей «Знать и понимать ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его - тоже во всех отношениях»
Ушинский К. Д.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача воспитателя - раскрыть родителям важнейшие стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и рекомендовать соответствующие приемы воспитания, подчеркнув, что надо знать детей и уметь видеть то, что характерно для каждого периода детства, и то, что можно наблюдать только у своего ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Знать и понимать ребенка“» размещена в разделах
В беседах с родителями подчеркивается, что возможности маленького ребенка велики, но безграничны. Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка-дошкольника. Но и задержки в развитии также недопустимы. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей раннего и дошкольного возраста.
Ребенку дошкольного возраста свойственны специфические особенности. Склонность к подражанию, импульсивность, преобладание чувства над разумом, недостаточная способность к волевым усилиям, самоконтролю, отсутствие жизненного опыта, стремление к самостоятельности, к открытию нового -это непременные спутники дошкольного детства.
Дошкольный период - пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности. У малыша повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.
Рассмотрим основные возрастные периоды дошкольного детства.
Первый год жизни. В этот период происходит интенсивный рост и развитие ребенка. Из беспомощного существа к 6 месяцам он заметно вырос (прибавка роста по 2-3 см ежемесячно, увеличил массу тела (прибавка массы по 600-700 г ежемесячно), приобрел способность активно двигаться, реагировать на внешние раздражители.
Уже в первые месяцы жизни у ребенка формируется потребность в общении. В конце первого - начале второго месяца жизни на ласковое обращение взрослого он отвечает улыбкой: радуется его присутствию. При появлении взрослого он начинает улыбаться, пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе. На втором месяце ребенок уже рассматривает висящие над ним игрушки, следит за движущейся перед глазами игрушкой, прислушивается к голосу или звучащему предмету (при этом как бы замирает, прекращая двигать руками и ногами). Теперь он меньше спит: время бодрствования удлиняется и в 2,5-3 месяца достигает 1-1,5 ч.
В этот период малыш выражает радость комплексом реакций: улыбается, гулит, энергично двигает ручками и ножками, сгибает и с силой разгибает их. Такой «комплекс оживления» имеет большое значение для развития движения и голосового аппарата ребенка.
В 3 месяца малыш уже умеет лежать на животике, опираясь на предплечья и хорошо удерживая голову. Лежа на животе, он лучше видит то, что его окружает, и с интересом следит за происходящим. Его взор переходит с предмета на предмет, а увидев взрослого, он приветствует его улыбкой, общим оживлением.
Трехмесячный младенец уже может подолгу рассматривать подвешенную над кроваткой игрушку и, случайно подтолкнув ее ручками, прислушиваться к ее звучанию. Время от времени малыша полезно брать на руки (он уже хорошо удерживает голову в вертикальном положении) : пусть горизонт познаваемого им мира расширяется.
На четвертом месяце во время бодрствования малыш часто улыбается, издает громкие звуки, проявляет двигательную активность, а услышав звук, старается отыскать его, поворачивая голову к источнику звука. При попытке играть с ним он громко смеется. К 5 месяцам он подолгу певуче гулит, от усердия пуская пузыри, различает близких и чужих людей. В ответ на обращение близкого человека тянется к нему, издает радостные звуки, от незнакомого человека малыш либо отвернется, либо внимательно станет изучать его, может заплакать. Он различает интонацию, с которой к нему обращаются. Веселый тон вызывает у него улыбку, на сердитый он отвечает плачем, хмурится. Возрастают и двигательные умения малыша. Он переворачивается со спины на живот с небольшой помощью взрослого, самостоятельно удерживает в руке погремушку.
В 6 месяцев малыш может брать игрушку, находящуюся у него сбоку, над грудью или лежащую рядом. Он уже свободно переворачивается не только со спины на живот, но и с живота на спину. Это позволяет ему достать облюбованный предмет, находящийся от него вдали. Стремление завладеть им заставляет малыша отталкиваться ногами и подтягивать свое тело на руках, - чтобы подползти к желаемому объекту. Это подготовительный этап к ползанию.
Первое полугодие жизни ребенка характеризуется значительными успехами в сенсорном развитии. Ребенок не остается равнодушным к красочным, блестящим, издающим звук игрушкам, к речи и пению взрослого. В результате общения со взрослыми он начинает по-разному реагировать на них: улыбается, тянется к близким, отворачивается от чужих, узнает мать по голосу, постепенно у него формируется привязанность к тем, кто повседневно с ним общается.
Во втором полугодии жизненный опыт малыша обогащается. Возрастает интерес к окружающему: ребенок по-разному реагирует на взрослых и детей, он приобретает умение вслушиваться в речь, понимать слова, обозначающие действия, способность ответить на них также действием. Общаясь со взрослыми, начинает подражать звукам, произносимым ими.
К концу года он уже различает имена близких: у него идет интенсивное накопление пассивного словаря. В этот период (при правильном воспитании) он овладевает первоначальным нравственным понятием: подчиняется слову нельзя, может выполнить просьбу старшего (найти предмет, взять, положить и т. п.).
В этом возрасте у ребенка развиваются двигательные умения. В 6 -7 месяцев он начинает ползать, а к 8 месяцам садится, благодаря чему пытается перемещаться в пространстве и тянется ко всему, что привлекло и заинтересовало его. К 10 месяцам он овладевает еще одним важным умением - начинает ходить, придерживаясь за окружающие предметы, а к году он уже самостоятельный «пешеход».
Второй год жизни. Малыш не только ходит, но и начинает говорить. Мир словно раздвигает перед ним горизонт: появляется возможность самостоятельно знакомиться с новыми, ранее недосягаемыми вещами, манипулировать предметами, открывать в них скрытые до этого свойства.
К концу второго года активный словарь ребенка достигает 200 - 300 слов. Речь становится основным средством его общения со взрослыми. Он понимает предъявляемые к нему требования и при правильном воспитании способен подчиняться всесильным «можно» и «нельзя». А если взрослые неотступны и последовательны в своих требованиях, то малыш приобретает многие полезные привычки, упорядочивающие его поведение.
Третий год жизни. В этот период у него особенно ярко проявляется стремление к самостоятельности, рождаются новые интересы, развиваются наглядно- действенное мышление и речь, происходит образование новых форм отношений в среде сверстников: он способен к элементарному общению с ними. В отношениях со взрослыми он уже может выполнять их требования, предъявляемые ему посредством слова. Он достаточно смышлен, активен, самостоятелен.
Четвертый год жизни. У детей развивается способность к общению посредством слова, обогащается речь. Малыш эмоционален, чуток к поведению и настроению взрослых. У него крепнет привязанность к взрослым, особенно к тем, кто с ним справедлив, ласков, внимателен. Он с готовностью их слушает, выполняет их просьбы и поручения, стараясь своим послушанием заслужить одобрение. В этой связи роль взрослых в организации его поведения еще более возрастает.
Изменяются характер и содержание детской деятельности. При целенаправленном воспитании возрастает способность к самостоятельным действиям. Усложняется и развивается сюжетно-ролевая игра, проявляется стремление рисовать, лепить, конструировать, с удовольствием слушать сказки, интересные книги. Уже в этот период следует устанавливать такие отношения с ребенком, которые способствовали бы воспитанию у него таких качеств, как общительность, дружелюбие, отзывчивость, активное, осознанное послушание.
Пятый год жизни. В этот период ребенок еще более самостоятелен, умеет себя обслужить. «Что это?», «Зачем?», «Отчего?», «Почему?» - вопросы, обращенные к взрослым, свидетельствуют о стремлении малыша как можно больше узнать об окружающем мире, предметах, явлениях и простейших связях между ними. Устойчивее становится внимание, а память более произвольной. Различные занятия он рассматривает как серьезное дело. Выполняя задания, проявляет терпение, волю, настойчивость в завершении работы; ответственнее относится к выполнению трудовых поручений.
Все эти задатки достигают полного расцвета (разумеется, в меру возрастных возможностей, если взрослые осуществляют воспитание целенаправленно, не забывая о том, что вместе с ростом детей должен расширяться и круг их обязанностей, усложняться требования к ним.
По-прежнему ведущим видом детской деятельности остается игра. Но теперь она приобретает более усложненный характер. Значительное место занимают коллективные игры - длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом. Ребенок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится как бы школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого им в окружающей действительности. Вот почему важно знать, во что и как играет ребенок, стремится ли он к общению с другими детьми или предпочитает играть один.
Ребенку 6 лет. Он переступил порог старшей группы детского сада. Его сверстники не без гордости говорят: «Мы старшие». И пожалуй, не без оснований: все они за лето выросли, загорели, окрепли, чувствуют себя повзрослевшими. В их движениях появляются уверенность, ловкость, а в поведении - сдержанность. Они научились договариваться между собой, объединяться не только в играх, но и в труде, оказывать помощь друг другу, взрослым, шефствовать над малышами. Дома (при правильных требованиях) ребенок тоже чувствует себя помощником: имеет свои обязанности перед близкими, помогает им по хозяйству, следит за порядком в своем игрушечном хозяйстве, с готовностью выполняет посильные поручения и, главное, способен уважать труд взрослых.
Но нельзя не учитывать, что и в этот период у ребенка продолжают преобладать чувства над разумом. Именно поэтому он зачастую стремится к использованию своего желания без должной его моральной оценки. Далеко не всегда он способен взвешивать, какие последствия могут иметь его поступки для окружающих и даже для него самого. Таким образом, наряду с максимальным развитием детской активности одновременно следует развивать способность к торможению, к волевому усилию. И главное, в пределах детского понимания необходимо вырабатывать у ребенка критическую оценку своих поступков; учить его делать не только то, что ему хочется, но и то, что он обязан выполнить.
Содержание деятельности детей в этот период становится богаче, разнообзнее. Даже игры подсказывают нам: дети поумнели, способны всматриваться в окружающее. В сюжетно-ролевых играх они отображают различные события общественной жизни, труд, взаимоотношения людей.
Ребенку седьмой год. Он в преддверии школы. «Мы самые старшие!» - говорят выпускники детского сада. Теперь в воспитателе они видят учителя, У будущего первоклассника интенсивно развиваются познавательные интересы, наблюдательность, любознательность, стремление к узнаванию нового. Он остро воспринимает яркие события окружающей действительности, питающей его ум и чувства. В этом возрасте у ребенка уже должны быть сформированы любовь к труду, чувство ответственности за порученное, за собственное поведение, умение вести себя хорошо не только в присутствии взрослых, но и в их отсутствие.
Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств, среди которых особенно важны индивидуальные психофизиологические особенности и способность ребенка к усвоению нового : условия его жизни; родительская требовательность, которая, как известно, может либо ускорять развитие детей, либо, наоборот, тормозить; характер отношений взрослых с ребенком; общая семейная атмосфера; интересы взрослых членов семьи и др. Поэтому в воспитании детей необходимо уметь выбрать правильный подход к каждому ребенку. При этом следует принимать во внимание постепенно происходящие возрастные изменения и связанную с этим перестройку психофизиологических функций. Нельзя предъявлять одинаковые требования маленькому ребенку и детям старшего дошкольного возраста, так как те или иные проявления, свойственные, например, детям 2-3 лет, не могут быть характерны для детей 6-7 лет. Чем старше ребенок, тем осознаннее становится его поведение. Если поведение малыша зависит от его чувств, то у старшего дошкольника оно в большей степени подчинено разуму. У него обогатился жизненный опыт, он знает многие правила поведения, и благодаря развивающейся способности к волевым усилиям он может и должен сдерживать свои желания.
Старшие дети уже могут заставить себя делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Им уже известны многие нравственные понятия, они знают, что можно считать хорошим, а что плохим. Этому способствует и то, что их чувства начинают принимать социальный характер: когда они находятся в кругу семьи и в обществе сверстников, в их взаимоотношениях проявляются товарищество и дружба, что нередко становится побудительным мотивом таких поступков, как отказ от желаемого, сдержанность, стремление помочь, уступить, заступиться.
Наряду с возрастными и психологическими закономерностями развития, характерными для дошкольного возраста, каждый ребенок обладает еще и индивидуальными, присущими ему одному особенностями. Один энергичен и легко возбудим, другой спокоен и медлителен, третий умеренно подвижен и уравновешен, четвертый пассивен и чувствителен к воздействиям.