Явкина Надежда
Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговору о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязнённости воздуха, воды, почвы…
Публикация «Консультация для родителей „Экологическое воспитание в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Погружённые в повседневные дела и заботы, мы к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагобному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Однозначно, что основы экологического воспитания должны закладываться ещё в младшем дошкольном возрасте. Как же родители, самые близкие ребёнку люди, могут приобщать его к живой и неживой природе; что доступно пониманию ребёнка в области явлений и объектов нерукотворного мира; какие средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику разобраться в таком таинственном, загадочном и в то же время очень привлекательном мире.
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками; дома слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли; ухаживают за растениями на приусадебном участке. Объекты природы привлекают ребёнка прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребёнка, с другой- будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он может далеко не всегда найти самостоятельно, без помощи взрослых.
Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и дожны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществлятся всё дальнейшие воспитание и образование ребё нка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому; обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности, т. е. сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания и т. д.
Хочется подчеркнуть, что в процессе приобщения детей к миру природы взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего. Очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально- познавательный опыт. Так в движениях, танцах интонациях ребёнок отображает своё отношение к таким явлениям природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных. Только в сочетании этих двух сфер - познание действительности и выражение отношения к ней возможно развитие экологической культуры дошкольника, т. е. умения присваивать и использовать исторически накоплённые знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.
Детей дошкольного возраста целесообразно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения, т. е. природой тех мест, где они живут: с растениями и животными, живущими в лесу, парке, дома, во дворе; с сезонными явлениями (дождь, снег, гроза) ; со свойствами воды, песка, глины и т. д.
Ребё нку данного возраста важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, проэксперементировать. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, т. к. это может привести к хаотичности знаний. Развитию творческого познания природы способствует не совокупность знаний об её объектах, а представления об основных закономерностях природы.
При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы взрослому, прежде всего нужно опираться на чувственный опыт ребёнка и использовать наглядность. Например, гуляя с ребёнком, вы обращаете внимание его на состояние погоды: «Посмотри, какая сегодня тихая погода, тёплая; ярко светит солнышко, ему радуются и птички и бабочки и цветочки… И нам с тобой весело, приятно гулять». Если пошёл дождь, можно предложить подставить ладошки свои дождю: он почувствует- холодный дождь (осенью, теплый (летом).
Что же ещё доступно пониманию ребёнка в области природы? Очевидно растения и животные ближайшего окружения. Знакомясь с растениями, дети учатся отличать деревья от травянистых растений, кустарников: обращается внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Своевременно можно прочесть ребёнку небольшое стихотворение, загадать загадку об увиденном.
Велика, неоценима роль детской художественный литературы о природе, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведения создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршак, О. Высотский, Л. Толстой, Е. Чарушина эмоционально, живо описании сценки из жизни знакомых детей животных, а также наиболее яркие явления неживой природы.
В сочетании с непосредственными наблюдениями природоведческая книга поможет ребёнку внимательнее присмотреться к окружающей природе, научит правильно воспринимать её.
Экспериментирование, так же, как и наблюдения и игра, является наиболее естественным путём познания в дошкольном возрасте. Мы часто видим, как дети бросают в воду предметы, рвут бумагу или разбирают игрушку. Очевидно, их задача при этом – не сломать или намусорить, а понять свойства различных материалов, дерева, воды, песка, глины, металла, разобраться в строение объектов, принципах их работы. Обычно такая деятельность спонтанна и возникает в том случае, если предмет привлёк внимание ребёнка. Хорошо, если взрослый организует экспериментирование таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к тем или иным логическим выводом, научить его задавать содержательные вопросы, развить познавательную активность. Наиболее привлекательными для детей являются опыты с водой. Ваша же задача- помочь обобщить представления, полученные опытным путем, сформировать их. Например; кипит чайник: рассмотрите пар, выходящий из него. Поинтересуйтесь, что случилось с водой, залитой в чайник, откуда взялся пар. Если ребёнок не сможет ответить, поднесите к носику чайника тарелку так, чтобы на ней конденсировались капли. Откуда они появились, ведь из чайника выходит пар? Рассуждая вместе с ребёнком, можно прийти к выводу, что пар – это и есть вода, только очень сильно нагретая. Когда она остывает на тарелке, то снова превращается из пара в воду. По мере экспериментирования необходимо, обобщить представления детей о свойствах воды, её способности изменяться в зависимости от температуры: если мороз- замерзает; если теплее- тает; при сильном нагревании превращается в пар. Другим интересным объектом экспериментирования может стать воздух. Обсудите с ребёнком его свойства (он повсюду вокруг людей и внутри их; он всевидим, легкий, но сильный- это ветер, буря). Воздух – невидимка, но его можно найти, если подуть на флюгер, ёлочный дождик. В природе он наметает сугробы, наклоняет до земли даже крепкие, толстые стволы деревьев. Иногда он ласковый, тихий, слегка поигрывает листочками на деревьях.
Постепенно ребёнок приобретает определенный багаж знаний о нерукотворном мире. У него развивается познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно действовать с ними. Он начинает задавать вам всё больше и больше вопросов. «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки? Деревья зимой умирают или нет? Внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за растениями и животными, беседовать с вами как в процессе непосредственного восприятия объекта или явления, так и после увиденного, сосредотачиваться при рассматривании пейзажных картин, слайдов и т. д. Так постепенно, шаг за шагом, вы познакомите ребёнка со всеми характерными приметами времен года, научите видеть наиболее очевидные связи и отношения между явлениями природы, выделять причины и следствия наблюдаемых ситуаций, бережно относится к природе. Постепенно ребёнок начнет понимать, что в природе нет ничего лишнего- и надоедливые комары, и скользкие дождевые черви и гниющие пни тоже приносят пользу; Всё взаимосвязано друг с другом. Ознакомление детей с природой – довольно сложная тема с одной стороны, это связано с тем, что она не укладывается в строгие рамки формальной логики. Освоение и понимание её законов требуют не только рациональных подходов и знаний. Необходим чувственный опыт детей, да и самих взрослых с другой стороны, ваша работа будет осложняться тем, что ребёнок может видеть, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения по отношению к природным объектам: ломают ветки деревьев, оставляют мусор в местах отдыха, включают громкую музыку. В таких случаях, если ребёнок обратил на это внимание, можно не стесняясь говорить ему о том, что взрослые поступают неправильно. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и тогда она щедро вознаградит его. Хочется верить, что ваши усилия по воспитанию экологической культуры ребёнка не пройдут бесследно.