Ерлыгина Ирина
Консультация для родителей «Трудолюбие в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему «Трудолюбие в семье»
Цель: формирование представлений у родителей о формировании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- создать атмосферу взаимопонимания между родителями и педагогом.
Публикация «Консультация для родителей „Трудолюбие в семье“» размещена в разделах
- познакомить родителей с методами и приёмами по формированию трудолюбия детей в семье.
- заинтересовать родителей данной проблемой.
Форма: проблемное изложение материала
Возраст: 4-5 лет
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу с вами поговорить на тему «трудолюбие в семье». Мы привлекаем вас к сотрудничеству и взаимодействию. Призываем к тому, что только совместными усилиями родителей и воспитателей детского сада мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии наших детей в семье и в детском саду. Как же вы думаете, что такое трудолюбие по вашему мнению?
Трудолюбие – это черта характера, заключающаяся в положительном отношении к труду. Проявляется в активности. Инициативности, добросовестности, увлечённости и удовлетворенности самим процессом труда.
Каковы же основные показатели трудолюбия у детей этого возраста?
• трудолюбивые дети охотно выполняют поручения и постоянные обязанности, проявляют желание помочь взрослым или другим детям, стремятся старательно, добросовестно работать;
• у них развиты определенные умения и навыки, они умеют планировать процесс работы, осознают поставленную перед ним цель;
• трудолюбивые дети склонны к общественно-полезному труду, т. е. любят работать не только на себя, но и в интересах других;
• такие дети включаются в работу не только по просьбе взрослого, но и по собственной инициативе;
• у трудолюбивых детей появляются такие важные для учения и труда в школе качества, как исполнительность, самостоятельность, инициатива, ответственность.
Увлечённость может проявляться очень рано. В жизни ребёнка проявляется что-то, что он делает с удовольствием. У ребёнка должен быть выбор, он должен попробовать свои силы в разных областях, но при этом не следует перегружать ребёнка.
Удовлетворённость результатами своей деятельности ребёнок демонстрирует взрослым довольно рано. Заявляя «Я САМ» ребёнок испытывает предел своих возможностей, свои притязания, что должно приносить радость, вселять уверенность.
За внешней лёгкостью, изящностью всегда стоит титанический труд, и нужно постараться сделать так, чтобы систематический и упорный труд не отталкивал ребёнка.
Трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.
Труд – это деятельность человека, направленная на удовлетворение своих потребностей. Человек – единственное живое существо, которое делает и сохраняет орудия труда, использует их для преобразования действительности. Труд, в свою очередь, преобразует человека. У каждого возраста существует определённый вид деятельности, развивающий ребёнка и его психику. Например: в младенческом возрасте ведущей деятельностью является общение и манипулирование с предметами; в раннем – игра и речь и т. д. Для детей самым главным трудом становится игра. В игре память, внимание, мышление, речь ребёнка обретают произвольность; ребёнок овладевает в игрушечном варианте моделью мира, выстраивает свою модель. Он что – то создаёт, творит сам. Наблюдая, формирует установку на труд, как таковой, усваивает. Что является «женским» и «мужским» трудом. У него складываются привычки: сначала какое – то действие, поступок, а потом повторяющаяся серия действий, Поступков приводит к автоматизму, т. е. привычке. Как складывать одежду? Как убирать игрушки? И т. д.
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребёнка. Уважение личности ребёнка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Как ребенка приобщить к труду?
В семье дети постоянно видят, что родители делают : готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду : мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.
В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.
Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся, лишь на распоряжениях: << Подай! >>, << Подержи! >>, << Поднеси! >>, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.
Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.
Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности : сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т. д.
Уважаемые родители, спасибо, за внимание. А сейчас возьмите, пожалуйста, памятки.
Памятка родителям по трудовому воспитанию дошкольников
1. Тот, кто лишает ребёнка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение.
2. Вы хотите видеть своего ребёнка сильным, выносливым и закалённым – тренируйте его в разнообразном физическом труде.
3. Вы хотите видеть его умным и образованным – заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственном труде.
4. Вы хотите видеть его всегда весёлым и жизнерадостным – не давайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.
5. Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок имел непоколебимую волю и мужественный характер – не скупитесь на трудные задания, заставляйте его чаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.
6. Вы желаете, чтобы Ваш ребёнок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом - создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.
7. Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.