Елена Алифанова
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Но математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Всестороннее развитие дошкольника невозможно представить без целенаправленного формирования математических представлений. В настоящее время это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, стремлением родителей раньше научить ребенка узнавать цифры, решать задачи, считать.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Уже с младенческого возраста ребёнок знакомится с величиной, формой, пространственными ориентирами. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста.
Развитие математических способностей дошкольников включает в себя :
- понятия о пространственном расположении предметов. Ребёнок должен понять, где находится право и лево, что такое «выше», «ниже», «перед» и «за». Например, можно предложить игру: взять несколько любимых игрушек ребёнка и положить их перед ним на разном расстоянии. Нужно попросить показать, какая игрушка находится ближе, какая дальше, какая левее и т. д.
- изучить понятие множества предметов. Ребёнок должен различать понятия много — мало, один — много, больше — меньше и поровну. Например, можно предложить игрушки разного вида в разном количестве. Нужно сосчитать их и сказать, много их или мало, каких игрушек меньше и наоборот, также показывать равенство игрушек.
- обучение простым геометрическим фигурам. Для этого можно использовать аппликации из математических форм. Например, показать ребёнку рисунок предмета с чёткими контурами (дом, машина) и предложить сделать из заготовленных треугольников, квадратов и кругов образ предмета.
- научить измерению размера предмета. Можно измерять предметы с ребёнком при помощи палочек, ленточек и других подручных материалов.
- знакомство с цифрами. Стоит обращать внимание на цифры, которые окружают в повседневной жизни: на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате. Например, предложить ребёнку вместе рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке.
Родителям нужно помнить, что принудительное обучение бесполезно и вредно. Выполнение заданий должно проходить в игровой форме, т. к. в дошкольном возрасте большую часть присутствует игровая деятельность.
Важно понимать, что знания по математике ребенок должен получать не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни. Здесь без помощи родителей не обойтись. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья, спросите, какое дерево выше, а какое ниже, какое толще, а какое тоньше. А когда рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтобы ребенок в жизни употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, часы круглые, скатерть квадратная. Спросите, какую фигуру напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у них по две и чего по одному. Поставьте чашки и спросите, если будут обедать 3 или 4 человека, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек и вилок. Принесли домой фрукты, яблоки и груши, спросите, чего больше? Сравнивайте все вокруг по величине. Обращайте внимание детей на характерные особенности животных. Обращайте внимание на цифры, которые окружают вокруг нас в повседневной жизни, например, в календаре, на телефонном аппарате, номер вашего дома, квартиры, страница в книге. Предложите ребенку рассмотреть цифры в телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона, спросить, есть ли в номере одинаковые цифры. Поиграйте в игру "Кто больше найдет цифр в окружении? ", "Какое число пропущено? "
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и во времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, что было сегодня, что было вчера, что будет завтра. Называйте дни недели, спрашивайте его, а какой был день вчера, а какой будет день завтра. Называйте месяцы: зимние, весенние, летние и осенние.
Поиграйте в игру "Найди игрушку". Ребенок, найдя игрушку, говорит, где она находилась, используя слова "за", "на", "между", "в".
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, например, в телевизоре, телефоне, стиральной машине. Объясните для чего они. Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей.
Так вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая их интерес к математике, жертвуя небольшим количеством времени.