Жанна
Консультация для родителей «Раннее развитие или своевременное?»
Консультация для родителей на тему " Раннее развитие или своевременное?"
Идея раннего развития сегодня очень популярна. Многие родители считают, что это необходимо для их ребенка, и они начинают усиленно заниматься дома или водят малыша в детский центр на специальные занятия, которые детские центры предлагают в изобилии. Что же такое раннее развитие ребенка? Что оно дает и нужно ли оно вашему ребенку?
Публикация «Консультация для родителей „Раннее развитие или своевременное?“» размещена в разделах
Сначала давайте разграничим понятия обучение и развитие. В раннем возрасте, а это возраст от года до трех, важно именно развитие, которое будет соответствовать интересам и потребностям ребенка.
В этот период основные изменения идут в трех направлениях - это развитие речи, крупная моторика (в первую очередь умение ходить) и предметная деятельность. И то, насколько успешно ребенок справляется с этими задачами, определяет, как он будет развиваться дальше.
Ребенок познает мир
Прямохождение.
Как только малыш научается ходить, его возможности в изучении мира значительно расширяются. Руки уже не используются для передвижения, и он может изучать, ощупывать, исследовать значительно большее количество предметов. Один из лучших способов развития ребенка в связи с началом хождения – предоставить ему как можно больше разнообразных объектов для изучения в зоне его досягаемости.
Предметная деятельность
включает в себя все многообразие действий, которые можно производить с окружающими предметами и материалами. Пересыпать, переливать, вкладывать, разрывать, стучать, катать, закрывать и открывать, прятать и находить, а позже – сравнивать, сортировать и группировать. Все эти и многие другие несложные действия позволяют ребенку многое узнать о том, что предметы могут отличаться по форме, величине, цвету, структуре и материалу. Действуя, ребенок многое узнает о том, что окружающие вещи разные, у них разное назначение, и способы действия с ними тоже разные. И, самое главное, в результате начинает формироваться наглядно-действенное мышление, первая ступень к развитию интеллекта ребенка.
Речь
позволяет малышу вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, получать новую информацию об окружающем мире, сообщать о своих потребностях, обозначать и систематизировать полученные знания. Способность понимать людей и умение общаться с ними – важнейший инструмент воспитания (как социального, так и интеллектуального, значение развития речи в раннем возрасте сложно переоценить. Лучший способ обучения – это, конечно, постоянные беседы с малышом обо всем, что происходит в каждый просто рассказывать ребенку об окружающем, но и побуждать его к диалогической речи. Сначала задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом, а когда это начнет получаться, переходить к освоению ответов простыми предложениями, и т. д. Важно помнить, что никакие занятия по развитию речи не способны заменить общение с мамой или другим близким взрослым.
Все другие упражнения, которыми можно и нужно заниматься с маленьким ребенком, по сути, продолжение этих трех. Рисование, аппликация, развитие мелкой моторики, конструирование – это как раз расширение предметной деятельности. Чтение книг, разыгрывание сказок, всевозможные потешки, песенки и даже пальчиковые игры – важные инструменты для развития речи.
Почему же тогда нередко мы слышим о вреде раннего развития? Здесь,речьскорее всего идет о раннем обучении ребенка. Стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности- чтению, счету, английскому языку может стать психологической угрозой для развития ребенка в раннем возрасте.
Иногда, тщеславные родители превращают дом в настоящий экспериментальный полигон, муштруя ребенка своими воспитательными подходами и преследуя при этом только одну цель: всех удивить. Если вы пытаетесь научить ребенка цифрам еще до того, как он осознал, что предметов может быть много или мало, и научился соотносить количество предметов с числом, – это как минимум не полезно, так как его мозг еще просто не готов к восприятию подобной информации. Если вы всеми силами вкладываетесь в интеллектуальное воспитание и обучение, но при этом мало внимания уделяете эмоциональному развитию, контакту с малышом, навыкам самообслуживания (пользованию горшком, одеванию, самостоятельной еде, то идет развитие одних сторон личности в ущерб другим. Если вы всеми силами стараетесь впихнуть в ребенка как можно больше знаний и интеллектуально перегружаете его, это может обернуться сильнейшим стрессом для вашего малыша, а его развитие может не только не ускориться по сравнению со сверстниками, но даже замедлиться.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что с ребенком не нужно заниматься. Однако во всем нужно соблюдать меру. Играйте с малышом, общайтесь с ним, помогайте ему расширять кругозор, учиться владеть своим телом, творить, познавать себя и мир. А главное любите своего ребенка, и принимайте его таким, какой он есть.
Подготовила Воспитатель МБДОУ №130
Чалигава Ж. Н.