Светлана Смирнова
Консультация для родителей «Мой ребенок — непоседа»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, которых не понимают взрослые.
Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. Нарушители порядка и спокойствия, неуправляемые – самые мягкие эпитеты, которыми награждают этих детей взрослые.
Педагоги дошкольных учреждений, учителя младших классов,а так же и родители довольно часто в последнее время встречаются с нарушениями в поведении у детей. Такие дети требуют повышенного внимания со стороны взрослых и особого подхода в воспитании. Нарушения в поведении могут быть вызваны различными причинами и одной из них является диагноз «гиперактивность». В переводе с лат. «активный» означает деятельный, действенный. «Гипер» с греч., над, сверху – указывает на превышение нормы. Таким образом, гиперактивный ребенок отличается несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитием внимания, проявлением импульсивности. Не смотря на то, что проблемой гиперактивных детей занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, неврологи) актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время бытует мнение среди педагогов и родителей, что гиперакивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т. к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставиться только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней активности ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Мой ребенок — непоседа“» размещена в разделах
Понятие гиперактивности в практической психологии.
Большинство исследователей выделяют три основных типа проявления гиперактивности:
-смешанный тип: гиперактивность в сочетании нарушения внимания;
- невнимательный тип: превалируют нарушения внимания;
- гиперактивный тип: доминирует гиперактивность.
Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ) имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учаться в школе. Помимо трудностей в обучении, СДВГ проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, окружающими. СДВГ – дисфункция центральной нервной системы (ЦНС, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти. Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». ММД-это множество микроповреждений мозговых структур при этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от поражения возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Причиной нарушения поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в ЦНС. СДВГ может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (психические заболевания, последствия пренатальных (заболеваний во время беременности)и инфекционных заболеваний и поражений центральной нервной системы.
Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. Наряду с генетическими, выделяют семейные, пренатальные факторы риска развития СДВГ. К семейным относятся низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются психиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении матерей.
Пренатальные факторы риска развития СДВГ включают внутриутробную гипоксию плода (кислородное голодание, чему способствуют условия в которых проходит беременность. Никотин, спазмирует артерии матки, отнимает у ребенка питание и кислород, кроме того, он вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через плаценту в кровь, причиняет мощный вред формирующему мозгу. Серьезную опасность представляют и некоторые лекарства. Чрезвычайно опасны во время беременности травмы в области живота. На развитие СДВГ могут влиять и психологические травмы, всевозможные стрессы будущей матери, а так же нежелание иметь ребенка. Большую значимость имеют и иммунологическая несовместимость по резус-фактору, и возраст родителей. Риск заболеваний велик, если возраст матери во время вынашивания ребенка был меньше 19 или больше 39, у отца выше 39. На развитие заболевания воздействуют и осложнения при родах: преждевременные, скоротечные, затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесарево м сечении, продолжительный безводный период до рождения ребенка. Все это может отрицательно отразиться на развитии ребенка, его мозговой деятельности. Но, как замечают врачи, если лечение данных отклонений начать в раннем возрасте, то СДВГ может не произойти.
Так же причиной гиперактивности детей может быть из-за дефицита в организме питательных элементов. У многих гиперактивных детей в организме не хватает таких микроэлементов, как цинка, магния, витамина В12, йода. Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, нитраты при употреблении в большом количестве могут быть причиной СДВГ. На развитие СДВГ может влиять экологическая обстановка. В организме гиперактивных детей содержится большое количество свинца и очень часто алюминия.
Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям, отличаются громким плачем, нарушением сна, могут немного отставать в двигательном развитии, а так же в речевом. В 14-16 месяцев все, что попадает в руки детей, разбирается на части, бросается, раскидывается. Созидательная, конструктивная игра у таких детей практически отсутствует. Ребенок чрезмерно активен, подвергает себя опасности. При поступлении в дошкольное учреждение такому ребенку очень трудно усидеть на месте во время занятий и выполнять определенные предъявляемые требования. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет) В это время возможна постановка диагноза СДВГ медиками.
Что бы обнаружить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо долговременно за ним наблюдать, проводить беседы с родителями. Если у ребенка проявляются признаки гиперактивности, то воспитатель может предположить, что ребенок гиперактивен.
Непоседа – это образ жизни, состояние души Вашего ребенка, если хотите. Но существует и возрастная динамика этого состояния. Начавшись, в соответствии с возрастным развитием, как острое желание исследования окружающей среды это может перерасти и в стойкую черту характера растущей личности ребенка, если наткнется на наше с вами непонимание. И попав в школу, ребенка могут ждать неприятности: двойки, замечания из-за «плохого» поведения, а еще хуже ярлыки двоечника и хулигана. Непоседа — тип поведения человека беспокойного, суетливого, подвижного. Непоседа не может сидеть на одном месте, он инициативно ищет себе все новое и новое занятие, нетерпеливо выполняет кропотливую работу, любое задание выполняет быстро.
Кто же такой «непоседа»? Это всегда тот, кто доставляет взрослым много хлопот. Существует страх, что этот малыш куда-нибудь залезет, что-нибудь сломает, повредит себе или что-то вокруг себя. Можно сказать, что родители с таким ребенком чувствуют себя в постоянном напряжении. Во-вторых, плюс ко всему этому, про такого юркого малыша практически всегда говорят, что он совсем не слушается. Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но, когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. А если иногда, не выдержав, срываемся на любимое чадо, то потом страдаем от чувства вины по поводу своей реакции. Но когда чаша терпения вновь переполняется, как бы мы себя не настраивали до этого, в более-менее спокойный промежуток времени, наши нервы снова дают о себе знать, вызывая затем очередную порцию чувства вины. И перед нами встанет вопрос: как выбраться из этого замкнутого круга?
Если Ваш ребенок не «слышит», когда к нему обращаются взрослые, часто «витает в облаках», легко отвлекается, то такого рода невнимательность можно корректировать (лучше в игровой форме, тренируя внимание также как мышцы. Существуют специальные игры эффективные при направленном развитии внимания.