Махаури Елена Владимировна
Консультация для родителей «Как прививать детям интерес к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Одной из приоритетных задач дошкольного образования является приобщение ребенка к художественной литературе, чтению. К сожалению, в наше время отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать, в связи с тем, что уже в дошкольном возрасте дети вместо чтения предпочитают смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. В итоге, школьники не любят, не хотят читать.
Публикация «Консультация для родителей „Как прививать детям интерес к чтению“» размещена в разделах
Список художественных произведений для детей 5-6 лет довольно обьемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес к ним уже не таков в прежних группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояние добра и зла, не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
Книга — источник знаний, обогащения речи ребенка, его размышлений на большое количество тем, а так же и материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций.
Книга обладает побудительной силой. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, учит думать самостоятельно. Путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное, духовное становление личности ребенка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и художественную выразительность не приходит к ребенку само собой: его необходимо развивать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность слушать и воспринимать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели. Художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная и сложная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.
Как и прежде, читать детям нужно ежедневно. Желательно, чтобы и родители не нарушали эти правила и в выходные дни, а также в тот период когда, ребенок не посещает детский сад.
Тематический блок Основной образовательной программы дошкольного образования «Приобщение к художественной литературе» строится с учетом интеграции образовательных областей.
Главная задача дошкольного учреждения – воспитать в ребёнке читателя, который формируется в дошкольном возрасте.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Дошкольник, как читатель зависит от взрослого в выборе литературы для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при реализации тематического блока «Приобщение к художественной литературе» являются:
Освоение задач тематического блока «Приобщение к художественной литературе» осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности с детьми. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, в организованную образовательную деятельности.
Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом,отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтическое произведение. Дети понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы поведения не всегда улавливают.
После прочтения литературного произведения необходимо провести беседу, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Для построения беседы, можно использовать следующие вопросы:
Дорогие родители, бросайте все домашние дела, если ваш ребенок подошел к вам и просит почитать книгу. Вы прививаете своему малышу любовь и интерес к чтению. Потом ваш ребенок, когда вырастет, скажет вам СПАСИБО.