Получи документы

Консультация для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста в детском саду»

Нарайкина Ольга
Консультация для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста в детском саду»

«Адаптация» - от лат. «приспособляю». Это серьезное испытание для самых маленьких: из знакомой домашней обстановки он попадает в новые для него условия. Меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду сугубо индивидуальный.

Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка раннего возраста в детском саду“» размещена в разделах

Детский сад — это новый этап в жизни ребенка. Для малыша- это первый опыт коллективного общения.

Новую обстановку не сразу дети воспринимают. Большинство из них будут реагировать на детский сад плачем. А одни легко входят в группу, но потом плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и воспитателей. И насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, который потом с удовольствием посещает детский садик.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Так как это связано со многими моментами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Но проблемы привыкания к детскому саду окружают каждого ребенка.

Детям любого возраста бывает непросто начинать посещать садик. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиолого-психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает :

• наличие отрицательных эмоций, в том числе страха;

• отсутствие общения ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• забывание навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижается аппетит;

ребекнок молчит;

• заторможенность или гиперактивность;

• снижение иммунитета и многочисленные заболеванияиз-за стресса.

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитатель» (Вот пойдешь в детский сад. Что скажет воспитатель, если увидит такое.).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни. Адаптирующегося родителя отличает :

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации :

• Легкую (14-30 дней);

• Среднюю (30-60 дней);

• Тяжелую (от 2 до 5 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Конец адаптации - это момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• утром ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

ребенок контактирует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

Как протекает адаптационный период?

Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает  этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

Возраст;

• Состояние здоровья;

• Уровень развития навыков самообслуживания;

• Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

• Сформированность предметной и игровой деятельности;

• Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Дети до 2-3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Когда ребенок приходит в садик, то он сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Так же ребенку надо привыкнуть к новому режиму дня. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет исполненна полностью.

И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка :

• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей

• Режим.  Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

• Психологическая незрелость ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная, так как она связана с индивидуальными особенностями малыша. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь :

• самостоятельно садиться на стул;

• самостоятельно пить из чашки;

• пользоваться ложкой;

• обладать навыками самообслуживания.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

• Строго напоминать о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Малыши такого маленького возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете за ним.

• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым и ни безопасным.

• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

• Нельзя говорить ребенку, что вы скоро придете, хотя вы уходите на целый день. Пусть малыш знает, что мама придет нескоро, так как ей надо на работу, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к маме.

Отдавая ребенка в ДОУ, у родителей могут возникнуть следующие трудности:

• это неготовность родителей к отрицательной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы к слезам ребенка, растеряны, ведь дома он с удовольствием соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние малыша в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Родители часто обвиняют и наказывают ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.

• Привыкание ребенка к детскому садику может затянутся на 3 месяца.

• Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам, так как дети активны.

Рекомендуется:

• Больше времени находиться со своим ребенком в именно этот момент, так как мама этим показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

• Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события, которые случились за день - верный знак того, что он освоился.

• И главное- это общение. Спрашивайте, у своего ребенка как проходил его день, что нового они узнали, что он кушал.

Какой период времени ребенок адаптируется, никто не знает, так как все дети индивидуальны. Но стоит заметить, что адаптация ребенка в ДОУ- это в своем случае, как тест для родителей, как они готовы поддержать своего малыша и помогать вместе с ним преодолевать трудности.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка –он идет в детский.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?» - не спешите лопатить.

Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду»Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду» Здоровье ребенка стоит в каждой семье главной темой,каждый родитель мечтает,чтобы его малыш рос здоровым,гармонически развитым. В дошкольных.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.

Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду»Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду» Вот и пришло время отдавать ребёнка в детский сад. Наступает новый период в жизни малыша, происходят следующие изменения: четкий режим дня,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста в детском саду»
Опубликовано: 20 июля 2020 в 19:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Нарайкина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД