Татьяна Авшалумова
Консультация для родителей «Методические рекомендации по пропедевтике зеркального почерка»
▼ Скачать
Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально. В русском языке есть буквы и цифры, которые невозможно написать зеркально (например, А, О, Н, П, М, цифры 8, 0).
Работайте последовательно! Не хватайтесь сразу за все буквы и цифры! Например, несколько дней отрабатывайте одну-две буквы (из тех, которые пишутся зеркально).
Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие, приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие, прикрепите на полу (восприятие сверху-вниз).
Публикация «Консультация для родителей „Методические рекомендации по пропедевтике зеркального почерка“» размещена в разделах
Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра) : сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу.
Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать).
Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ.
И пусть ребенок при Вас) медленно) обводит буквы. Контролируйте движения! Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам!
Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.
Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью.
Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один) правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании.
На начальном этапе не произносите мало говорящие слова «право-лево».
Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем.
Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается.
Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек.
Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке.
- нарисуйте букву на бумаге и пусть ребенок обведет ее клеем-карандашом. Сразу после этого можно приклеить гречку и ощупывать пальцем объемную букву (цифру).
- рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине (как вариант — на ладони, на столе)
- купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия.
- попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов.
Не забывайте, что работа должна быть комплексной.
Поэтому вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как., а после того как. ; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т. п. ?
Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т. п., пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения ("найди букву") есть в Интернете или сами нарисуйте.
Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т. д.
Ориентирование на плоскости — копирование простых рисунков, копирование точек, рисование с поворотом (нарисовать картинку, как будто она легла спать).
Работайте над листом — где верх листа, где низ?
Показывайте сами — откуда начинать писать, читать.
Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо, где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась.