Олеся Данилова
Консультация для родителей «Мелкая моторика как источник развития творческой мысли детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Истоки способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой
мысли.
В. А. Сухомлинский
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
Публикация «Консультация для родителей „Мелкая моторика как источник развития творческой мысли детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мелкая моторика – это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
На сегодняшний день ученые доказали, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. Если работают пальцы и вся кисть, то лучше ребенок говорит.
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет : от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.
Актуальность исследования проблемы развития мелкой моторики детей состоит в том, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначает её в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
В педагогической литературе проблеме развития мелкой моторики рук уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Так С. Е. Гаврилина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина в книге «Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать» пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту.
Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В. В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь. Все эти авторы ссылаются на исследования М. М. Кольцовой, которая путём экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 4 -5 лет : от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребёнка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению.
Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Дошкольники от 4 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения. Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет происходит последовательно, постепенно.
Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
В методике дошкольного воспитания накоплено значительное разнообразие форм работы для развития мелкой моторики рук :
Развитие тактильных ощущений : определение предмета на ощупь без предварительного визуального и тактильного контроля.
Пальчиковые игры без предметов, с атрибутами и с предметами.
Работа со штампами.
Ниткопись. Детям предлагается выкладывание контуров предметов по замыслу.
Работа с карандашом. Вводится штриховка.
Бисерография.
Мелкую моторику рук развивают :
Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
Народные игры с ладошками;
Игры с природным материалом;
Игры с предметами домашнего обихода;
Игры с песком и водой;
Пальчиковый театр;
Ниткотерапия;
Дидактические игры;
Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:
Продуктивная деятельность;
Индивидуальная работа;
Самостоятельная деятельность;
Прогулка;
Утренняя гимнастика;
Самообслуживание.
Игры с мелкими предметами. Ребёнку просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
мозаика;
пазлы;
конструктор.
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.
Игры с крупами.
Игры с крупами также развивают тактильные ощущения. Например, упражнение «Искатель». Следует насыпать в ёмкость фасоль, на дне спрятать мелкие игрушки (например, из «Киндер-
сюрпризов»).
В горшок насыпали фасоль,
И спрятали игрушек.
Теперь мы ручкой достаем
Забавненьких зверушек.
Упражнение «Переполох». Воспитатель делает «сухой бассейн» из гороха. Ребё нок перебирает его руками и рассказывает стишок:
В ведро насыпали горох
И пальцы окунули,
Устроили переполох,
Чтоб пальцы отдохнули.
Благодаря подобранным стихотворениям ребёнок включается в игру и эмоционально
.
Упражнения со спичками (счётными палочками, зубочистками). Это доступные материалы для развития мелкой моторики рук дошкольников.
Упражнение «Силач». Воспитатель даёт ребёнку 10 палочек и предлагает ему высыпать их и снова взять в руку захватывающим движением.
Палочки бросаю,
Снова собираю,
Силу набираю,
Быстро вырастаю.
Пальчиковые игры. Существует огромное количество упражнений и вариаций игр для развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет. Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 4 -5 лет могут опираться на:
цветные палочки;
скороговорки;
стихи;
пальчиковый алфавит;
пальчиковый театр.
Пальчиковые рисунки. Рисунки, созданные при помощи пальцев, не только получаются очень красивые, но ещё и будут великолепными помощниками в таком деле как становление мелкой моторики рук. Детям дошкольного возраста будет интересно рисовать специальной безопасной краской по большому ватману.
Массаж кистей и пальцев. Для ребенка раннего дошкольного возраста, четырех – пяти лет очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей быстрее развивается речь, память, подвижность пальцев и отмечается слегка ускоренное развитие.
Игровой самомассаж.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.
Лепка. Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки : пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение.
Рисование. Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определё нных заданий:
рисование по трафаретам;
штриховка;
рисование по фигурным линейкам;
работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 4-5 лет может быть успешным.
Таким образом, в литературе накоплено значительное разнообразие средств развития мелкой моторики : определение предмета на ощупь без предварительного визуального и тактильного контроля, пальчиковые игры без предметов, с атрибутами и с предметами, работа со штампами, ниткопись, работа с карандашом, бисерография и др. При этом очевидно, что средства развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста не исчерпываются названными выше.
Для изучения мелкой моторики детей можно использовать тест Н. И. Озерецкого,включающий комплекс диагностических заданий,позволяющий оценить все показатели развития мелкой моторики. По результатам исследования, у детей среднего дошкольного возраста статическая координация развита в целом лучше, чем динамическая.
Наименее сформированными компонентами мелкой моторики у дошкольников 4-5 лет является координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук.
Каждый уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста имеет свои отличительные характеристики. У преобладающего большинства детей среднего дошкольного возраста мелкая моторика развита недостаточно.
Поскольку наименее развита у средних дошкольников динамическая координация, а в частности, такие ее показатели как координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук, то это нужно учесть при разработке рекомендаций по развитию у детей среднего возраста мелкой моторики.
Эффективность работы по развитию мелкой моторики зависит от количества и качества тех упражнений, которые проводятся с детьми. При их подборе важно учитывать индивидуальные особенности детей, выстраивать управления по нарастанию сложности, сочетать упражнения и задания, направленные на статическую и динамическую координацию движений.