Светлана Алексеева
Консультация для родителей «Логоритмика для дошколят»
В последние годы становится очень актуальной проблема здоровья у детей дошкольного возраста. Цель моей работы - помочь детям научиться осознанно относиться к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Такую помощь, в условиях детского сада можно оказать на занятиях, в структуру, которых входят логоритмические упражнения.
Публикация «Консультация для родителей „Логоритмика для дошколят“» размещена в разделах
Что же такое логоритмика?
Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
В нашей группе немалое место уделяется логоритмической гимнастике. Работая именно по этому направлению, нами используются логоритмические, двигательные, дыхательные, динамические упражнения, пальчиковые, подвижные, подбирается материал по определенным темам.
Логоритмические упражнения вводятся на любых занятиях. С раннего возраста в структуру занятия включаются потешки, прибаутки, чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения. Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
И все это сочетается с упражнениями на развитие общей моторики, координации движений и развитие мышечного тонуса; кроме того занятия направлены на формирование чувства ритма, умение выполнять упражнения по образцу и т. д.
Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, головы и туловища подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т. д., стимулируют развитие мозга, а соответственно, и речи.
Ритмическая организация является основой жизни. Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и много другое подчинено определенному ритму.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для малышей форме: ритмических упражнениях и играх.
Каждое занятие включает в себя дыхательную гимнастику, пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями.
Чем же полезна дыхательная гимнастика? Дыхательная гимнастика способствует развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм. Одна из главных задач: научить детей правильно дышать. Без правильного дыхания для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна правильная речь. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие моим детям. Я провожу во время адаптации, или когда ребенок гиперактивный, благодаря дыхательной гимнастике, ребенок расслабляется, успокаивается.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Игры необходимо ограничивать по времени.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводятся по 2-3 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Мы используем дыхательную гимнастику в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике, в свободной деятельности. Упражнения для детей проводятся в игровой форме. Дыхательную гимнастику можно проводить стоя, сидя, лежа. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнения подбираю с веселыми названиями.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не заучивается. Главная задача педагога – создание на занятиях атмосферы праздника, радости.
Занятия логопедической ритмикой проводятся 1 раз в неделю, в основном в сопровождении музыкальной записи.
Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой.
Особенностью проведения логоритмики с детьми дошкольного возраста является частая смена игровых заданий и упражнений, их непродолжительность по времени.
Все задания и упражнения с детьми дошкольного возраста выполняются сопряженно с предварительным показом, т. к. не у всех детей достаточно сформирован навык понимания обращенной речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмические упражнения с дошкольниками дают положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.