Седова Наталья Владимировна
Консультация для родителей «Как приучить ребенка к порядку»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей: «Как приучить ребенка к порядку»
Для начала, давайте выясним, для чего же необходимо приучать детей к чему бы то ни было? Есть несколько причин, по которым необходимо приучать и воспитывать в ребенке аккуратность.
Во-первых, порядок развивает.
Мышление ребенка сформировано таким образом, что его развитие претерпевает изменение путем упорядочивания всего того, что он видит, и если он регулярно видит перед собой беспорядок, то и развитие его затягивается.
Публикация «Консультация для родителей „Как приучить ребенка к порядку“» размещена в разделах
Во-вторых, надо учиться жить с людьми.
В течение всей жизни вашему ребенку выпадет много раз оказываться в таких ситуациях, когда придётся существовать бок о бок с другими людьми. Для того чтобы неаккуратность не портила вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно и гармонично организовать жизнь и быт своей семьи. Чтобы быть самостоятельным и уверенным в себе, вам надлежит научить его помогать по дому, воспитывать любовь к порядку.
С раннего детства важно начать бороться с детской ленью, тогда и в будущем станет намного легче всем вам. С двухлетнего возраста необходимо начинать приучать ребенка к труду. В этом возрасте дети сами стремятся помогать родителям, т. к. им хочется повторять всё за взрослыми. Значит, именно в этом возрасте можно и нужно научить детей помогать, не навязывая их это делать, а следуя их желанию. В трёхлетнем возрасте дети уже видят и замечают беспорядок в доме, поэтому, если их не приучать убирать за собой, из них могут вырасти грязнули.
Правильнее с самого детства начинать бороться с детской неаккуратностью и ленью, тогда в будущем станет намного легче и вам, и вашему ребенку. Выделяют несколько принципов, которые нужно соблюдать, чтобы вся семья приняла правила соблюдения порядка в доме.
Принцип №1: Живи и давай жить другим.
Правила просты: если ты что-то взял – положи его обратно на место, если ты что-то открыл – закрой, а если в доме кто-то спит – не шуми. С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.
Принцип №2: Только положительные эмоции.
Никогда не наказывайте ребенка за не слишком старательное стремление к уборке. Было бы странно, если бы ему нравилось мыть полы или посуду.
Не заставляйте ребенка заниматься уборкой, он сам должен дойдет до этого: «Я убираю, потому что мне нравится, когда чисто».
Выдумайте разные варианты для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» - в коробку).
Организовывайте разнообразные конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).
Не мешайте ему подражать. Любой ребенок энергичен от природы: в нем помещён инстинкт подражания взрослым. Поэтому он кидается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит: «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню. А затем вы удивляетесь: почему ты у нас такой ленивый? Ибо ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою искреннюю помощь.
Принцип №3: Всё надо объяснять.
Необходимо не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и дать понять, почему вы это так делаете. Тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне себе осознано.
• Расскажите ребенку про пыль: что она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).
• Объясните, почему необходимо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.
• Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы у шкафа, не бросать открытым тюбик зубной пасты и т. д.? Потому что следом другой человек в семье тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть очень неприятно.
Принцип №4: Поддерживать порядок легко.
Несомненно, не нужно идеализировать процесс наведения домашнего уюта и телесной чистоты: дела эти рутинные, поэтому необходимо постараться, чтобы эта часть жизненного бытия была в вашей жизни по минимуму. В наши дни для этого есть много способов. Обустройте свой дом так, чтобы содержать его в порядке было легко и комфортно:
• не используйте покрытия и отделки, которые накапливают пыль (ковры, ковролин, драпировки);
• держите мелкие предметы в шкафах или на застекленных полках;
• избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые необходимо часто протирать от пыли;
• закупите много разнообразных контейнеров для мелких вещей;
• не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, поменяйте «экспозицию»;
• в ванной поставьте несколько корзин для грязного белья: для белого, черного и цветного - и объясните всем домочадцам, куда что следует класть (сразу же приучайте ребенка ежедневно менять трусики, носки, а также другую одежду, если она стала «несвежей» и загрязненной).
Принцип №5: Не торопиться.
Стремление к порядку в течение возраста претерпевает различные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль становятся неряхами и наоборот. На это могут влиять различные психологические факторы. Но смысл остается один: полностью потребность в чистоте и порядке формируется у человека очень поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно к 25 годам). Поэтому, если у вашего ребенка вдруг непонятно откуда появляются не совсем приятные привычки, не надо истерить и бить во все колокола. Конечно, в детстве у ребенка были заложены правильные правила гигиены и аккуратности и став взрослым, он к ним вернется. Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» этот сложный период: скорее всего, беспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация путаницы, которая творится у него в душе.
Возраст: с 1-го года
Что может делать ребёнок:
собирать разбросанные игрушки
складывать в аккуратную стопку книги и журналы
собственнолично относить в ванную мокрые штанишки
разгружать стиральную машину и выкладывать бельё в таз
вешать куртку или комбинезон на крючок после прогулки
Как ему помочь:
Все действия стараться производить вместе с ребёнком, всё детально и много раз объяснять и показывать.
Возраст: с 2-х лет
Что может делать ребёнок:
помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки)
приносить пользу на кухне (размешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.)
мыть за собой тарелку, чашку, ложку
вытирать пыль специальной тряпочкой
поливать и опрыскивать комнатные цветы
Как ему помочь:
Необходимо оборудовать для ребенка личное пространство. Комната (или уголок в ней) должна быть устроена таким образом, чтобы каждая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для ребенка
Возраст: с 4-х лет
Что может делать ребёнок:
раскладывать в детской игрушки по своему вкусу так, как ему нравится (не мешайте ему и не навязывайте свою волю)
стирать в тазике свои мелкие вещицы: носовой платочек, носочки, трусики
пылесосить и простирать с помощью швабры пол
Как ему помочь:
У ребёнка пробуждается чувство прекрасного: в этом возрасте для него очень важно, как выглядит окружающее пространство. Следите за своей квартирой.
Возраст: с 7 лет
Что может делать ребёнок:
иметь ежедневные домашние обязанности (например, следить за комнатными растениями, вытирать пыль в своей комнате, мыть раковину в ванной)
самостоятельно следить за своим внешним видом (брать чистую одежду и отправлять в стирку грязную)
заправлять свою кровать
Как ему помочь:
Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так, а давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно ощущаться им как рутинная работа.
Наилучших успехов в воспитании дисциплины добьются те родители, которые любят, понимают и уважают своих детей, считаются с их запросами, желаниями, индивидуальными особенностями, у которых уместная строгость сочетаться с мягкостью и требованием уважительного отношения к себе. Главным фактором дисциплины является последовательность требований, и ребенок будет дисциплинированным, если в семье он получает правильное воспитание и поддержку.