Оксана Романова
Консультация для родителей «Как правильно приобщить ребенка 2–3 лет к гигиене и самообслуживанию?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как правильно приобщить ребенка 2-3 лет к гигиене и самообслуживанию?»
Важно подчеркнуть, что с первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых.
Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки?
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно приобщить ребенка 2–3 лет к гигиене и самообслуживанию?“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой и вилкой, чтобы пить – чашкой, чтобы чисть зубы – зубной щеткой. А это или орудийные, или соотносящие действия. То есть формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития – становление предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен.
Вот здесь мы взрослые должны создать благоприятные условия для освоения малышом действий с предметами, необходимыми для совершения культурно-гигиенических навыков. Тут и надо показать, для чего служат мыло, полотенце, одеяло, ложка и салфетка. Еще рано объяснять ему правила культуры поведения. Просто надо показать, как употреблять предметы и упражнять в соответствующих предметных действиях.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражаемостью.
Все культурно-гигиенические навыки развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые и старшие дети, являются примером для малыша в отношении, как культуры поведения, так и личной гигиены. Малыши, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих.
Поэтому необходимо:
1. Показать, как пользоваться водопроводным краном, как его правильно открывать, чтобы вода не разбрызгивалась, а текла тонкой струйкой и не намочила одежду ребенка.
2. При мытье рук показать, как надо закатывать рукава, чтобы не намочить их.
3. Взять в руки мыло, слегка его смочить, хорошо намылить кисти рук до образования пены, а затем смыть мыло с рук.
4. Насухо вытереть руки.
5. Повесить полотенце на место.
Рассматривая процесс формирования культурно-гигиенических навыков и привычек у детей, следует отметить, как можно использовать художественное слово в этом не простом деле. Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают её незаменимым средством воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых, в произведении воссоздаётся конкретная, образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение.
Таким образом, художественное слово органично включается в процесс формирования культурно-гигиенических навыков с учетом принципов вариативности и комплексности.
Например:
Для пробуждения
«Мы проснулись, Мы проснулись
-Сладко, сладко потянулись.
-Маме с папой улыбнулись.»
Для умывания
«Водичка- водичка!
Умой моё личико!
Чтобы щёчки алели!
Чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!»
Для мытья рук
«Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.»
Для переодевания
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики- ура!
Одеваться нам пора.
Для еды
Тук, тук, тук.
Я твой друг,
Открывайте ворота,
Ваша кашка пришла.
Для сна
Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почевай,
Спи тихонько отдыхай.
Для горшка
Здравствуй, Миша!
Я – горшок.
Я любимый твой дружок.
Маме ты скажи «пись-пись»
И скорей поторопись!
Мы все сделаем, как надо.
Мама будет очень рада!