Мухина Евгения Владимировна
Консультация для родителей «Как обогащать речь детей словами, описывающими настроение человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы ребенок смог контролировать свои эмоции, он должен научится их понимать и выражать приемлемыми в обществе способами. Для ориентировки в мире эмоций нужно научиться их различать, выражать, обозначать словом. Названия эмоций нельзя выучить как стихотворение. Вам нужно будет проговаривать их ребенку в те моменты, когда он их демонстрирует. Например, «Аня, как ты сейчас удивилась, увидев жирафа», «Дима, ты сейчас радуешься подарку», «Почему ты злишься на брата?» и т. п. Постепенно ребенок запомнит и усвоит названия всех эмоциональных проявлений. Проверить понимает ли ребенок, какие эмоции он испытывает, можно с помощью вопросов о прошлом — «что ты испытывал, когда мы ехали в гости к бабушке?» или «что ты чувствовал, когда сломалась твоя любимая игрушка?». Если ребенок будет точными словами и выражениями передавать свои переживания, значит, он уже ориентируется в своих эмоциях.
Публикация «Консультация для родителей „Как обогащать речь детей словами, описывающими настроение человека“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Выражать эмоции приемлемым образом может оказаться сложнее, чем выучить и понять их названия. К тому же, мы чаще учим ребенка не проявлять эмоции, а наоборот, сдерживать их проявления. «Плачешь как девчонка», «успокойся, посиди на месте», «не реви!» — вспомните, как часто можно услышать подобные слова. А ведь если сдерживать свои эмоции, это может привести к личностным проблемам. Как же помочь ребенку научиться правильно выражать свои эмоции? Есть несколько простых советов:
• для начала взгляните на то, как вы сами проявляете эмоции. Наблюдение и копирование вашего поведения — один из самых частых приемов, которыми пользуется ребенок при изучении и познании мира. Проявление эмоций — не исключение. Если он толкается и ругается, когда злится, — может, он просто демонстрирует то, что видел дома в схожей ситуации?
• внимательно, заинтересованно слушайте своего ребенка, а не делайте вид, что слушаете. Позволяйте ребенку выговориться, показать даже самые трудные и негативные эмоции. Тем самым вы дадите ребенку понять, что готовы его слушать и открыты для того, чтобы помочь ему разобраться в том, что он чувствует; с уважением относитесь к чувствам ребенка;
• чаще проговаривайте и фиксируйте речь на эмоциях. После того как ребенок научился определять основные эмоции, переходите к проговариванию их видов и нюансов — например: радость, ликование, восторг, торжество, веселье и т. п. ;
• обращайте внимание ребенка на его собственные эмоции, эмоции окружающих, эмоции литературных героев и героев мультфильмов и фильмов, на допустимые и недопустимые способы их проявления (объясните, почему одни способы проявления эмоций допускаются в обществе, а другие — нет);
• попробуйте научить ребенка визуализировать его эмоции. Попросите его нарисовать лица людей с разными эмоциями или просто «нарисовать что-то, на что похожа та или иная эмоция», узнайте, почему он нарисовал эмоцию именно так; придумайте вместе с ребенком разные варианты проживания одной и той же эмоции — речевые (что можно сказать при эмоции, телесные (как выразить эмоцию мимикой и движениями, поведенческие (что можно сделать при той или иной эмоции).
Придерживайтесь этих несложных советов, вы сможете внести существенный вклад в развитие эмоционального интеллекта вашего ребенка.