Светлана Марьина
Консультация для родителей «Как научить ребенка определять время?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как научить ребенка определять время?»
• Как научить ребенка разбираться с часами и определять время?
Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное, с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход. Как же научить дошкольника определять время? И возможно ли это? Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем, и взрослым известен этот момент - когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка, время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка определять время?“» размещена в разделах
• С чего же начать обучение ребенка определению времени?
Последовательность событий. Совсем не обязательно и даже не нужно при объяснять ребенку, где на часах, какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать, утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день. Так малыша формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка.
• Знакомим с прошлым, настоящим и будущим.
Следующий шаг в ознакомлении ребенка со времени - понятия прошлого,
настоящего и будущего. Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку, каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа, мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости, обращайте его внимание, что это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое.
• Определяем времена года.
Важно не только рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т. д. И, наконец, учим ребенка определять время по часам.
Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. На-пример, в 8 часов ребенок встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах.
Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д
• Как знакомить детей со временем.
Время летит незаметно, когда все хорошо и все счастливы, но каждый из нас знает, как долго тянутся минуты, когда мы чего-то ждем. И если вы хоть раз пытались объяснить нетерпеливому крохе, что его день рождения только через неделю, вы понимаете, как нелегко объяснить и освоить понятие времени в этом возрасте. Обучение различать дни недели и месяца в году является стандартной процедурой в дошкольных учебных программах, но что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку усвоить это сложное понятие дома?
Время относится к той категории понятий, которую дети не могут потрогать,
пощупать и изучить. Без способности ощутимо взаимодействовать со временем детям очень сложно сразу начать координироваться в нем. Час на детской площадке может пролететь для них как пять минут, в то время месяца между днями рождения тянутся, как 100 лет! Начинайте постепенно приучать ребенка к понятию времени.
Во-первых, с первых дней жизни необходимо придерживаться определенного
режима, напоминая малышу, например, что уже поздно и пора ложиться спать, или что настало утро и надо умываться и завтракать. Дети также скоро запоминают дни недели, если с ними что-то связано в расписании крохи. Например, по вторникам вы ходи-те в гости к бабушке, а в субботу и воскресенье папа остается дома, и вы ходите всей семьей гулять и за покупками. Воспользуйтесь также некоторыми простыми идеями, предложенными ниже, чтобы поближе познакомить ребенка со временем дома.
• Создайте календарь.
Купите календарь специально для вашего ребенка и повесьте его на видное место в его комнате. Вы можете использовать специальные наклейки, чтобы отметить дни рождения и праздники. Перед особо важными мероприятиями покажите ребенку, как отмечать прошедшие дни с помощью «X», прежде чем он ложится спать. Это позволит ему легче считать дни до долгожданного события. При этом малыш будет не только учиться считать, но и держать карандаш в руке и писать простые символы.
• Используйте «своевременные» слова.
Используйте слова для обозначения времени, такие как вчера, сегодня и завтра, когда вы говорите с вашим ребенком. Когда эти слова употребляются в контексте, особенно в сочетании с календарем, это помогает сделать понятие времени более конкретным. Говорите с ребенком о своем
еженедельном графике (например, «Мы идем в секцию по плаванию в среду, т. е. завтра», а затем покажите ему этот день в календаре. Понимание длительных промежутков времени, таких как «в следующем году» становится все труднее для дошкольника, потому что это слишком долго для ожидания ребенка.
• Сделайте вместе с ребенком цепочку «Обратный отсчет».
Для тех самых особенных дней, таких как дни рождения и праздники. С ее помощью вы можете сделать визуальный отсчет звеньев цепи, чтобы помочь времени пролететь быстрее! Просто нарежьте цветную бумагу на полоски и помогите ребенку создать цепочку. Сделайте одну петлю на каждый день и оформите звено, соответствующее «главному дню», по-особенному, украшая его наклейками или блеском. Повесьте цепочку на видном месте и помогайте своему ребенку рвать или отрезать петли в конце каждого дня. Ваш ребенок будет в восторге, когда цепочка будет становиться все короче, и важный день будет все ближе.
Несколько важных советов.
• Учите показом, а не рассказом. Практики ребенка должно быть значительна
больше, чем объяснений взрослого. Причем, той практики, которая понятна и доступна ребенку. Поэтому используйте различные жизненные ситуации. Спросил ребенок : «Когда же начнутся мультфильмы!» Скажите: «В три часа сорок пять минут. Как будут в это время располагаться стрелочки на циферблате?»
• Занимайтесь регулярно. От этого зависит, насколько быстро и успешно Ваш
ребенок освоит циферблат. Избегайте больших перерывов, ведь ребенок в этом случае забудет все, чему успел научиться. Придется начинать все заново.
• Занимайтесь «между делом». Не стоит превращать освоение часов
специальное занятие. Вполне достаточно игры на две-три минутки (но играть нужно регулярно). Так ребенок не устанет, интерес к часам сохранится и не возникнет ощущения, что определять время – это очень сложно и непонятно.
• Используйте развивающие пособия. Это может быть магнитная игра, плакат
или тетрадь с печатной основой. Ведь игры с обычными часами могут быстро надоесть ребенку. А хорошее развивающее пособие – это множество увлекательных игр и упражнений. Ребенок и не заметит, что делает в принципе одно и то же – учится определять время по циферблату!
• Наберитесь терпения. Все дети разные. Кто-то учится определять время
быстро и легко. Посмотрел на часы, подвигал стрелки и все понял. Другому же ребенку нужно насмотреться, наговориться, сделать сотни раз одно и то же действие. Но в любом случае ребенок рано или поздно, так или иначе, научится пользоваться циферблатом!