Людмила Сапожникова
Консультация для родителей «Как избавить ребенка от страхов»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого человека есть какие-то страхи, чаще всего они неосознанные, у дошкольников они проявляются более открыто. Страх испытывают все дети, это естественная реакция на познание окружающего мира.
Страхи вызывают ухудшение работы мозговых центров, снижение внимания, негативно влияют на социальную адаптацию и разрушают неустановившуюся детскую психику. Могут проявляться в невротических реакциях (вспышки агрессии, плаксивость, гиперактивность и другие нарушения поведения) и психосоматических заболеваниях (психогенный энурез, астма, заикание, аллергия). Если детские страхи своевременно не устранить, они могут развиться в устойчивые тревожно-фобические расстройства и остаться на всю жизнь.
Публикация «Консультация для родителей „Как избавить ребенка от страхов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Как понять, что ребенка мучают страхи
Малыш не всегда говорит открыто о своих страхах — иногда просто потому, что еще не умеет разговаривать. Необязательно сразу идти к психологу, потому что любой родитель может заметить это сам, присмотревшись к поведению ребенка.
Нужно понаблюдать за ребенком и отследить у ребенка следующие проявления:
• беспокойство, нервозность в течение всего дня;
• проблемы с концентрацией внимания на чем-либо;
• напряжение мышц лица, шеи;
• плаксивость, капризность;
• проблемы со сном и засыпанием.
Если хотя бы что-то из перечисленного проявляется систематически, то необходимо обратиться к специалисту за более тщательной диагностикой.
Группы детских страхов :
«Боюсь, что Бабайка меня заберёт»
Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.
Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что.». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может.
«Боюсь, но не знаю чего»
Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.
Поговорите с ребёнком, вспомните вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов, происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду.
«Боюсь, потому что так нужно»
Говоря о своём страхе, иногда ребёнок просто манипулирует родителями.
Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.
Страх непонятных персонажей
Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку. И ребенок уверен : ага, она существует, ее по телевизору показывают!
Как бороться. Можно похвалить ребенка : «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо. подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.
Страх темноты
Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти - скажем, в кино - и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом - например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота - это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.
Как бороться? Играйте в темноте - в жмурки, в поиски клада с фонариком, - чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!
Ночные кошмары
В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?
Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь : «Придет серенький волчок и укусит за бочок.» Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый. Другая причина - пережитые травмирующие ситуации - то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает.
Как бороться, если ребенок просит не выключать на ночь свет - поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи : так они только окрепнут.
Страх, навеянный действительностью
Был случай, как маленькая девочка увидела по телевизору австралийского инвалида без рук и ног, который ездит по миру с лекциями о том, как прекрасна жизнь. И с тех пор ребенок стал бояться всех инвалидов на улице.
Возможно, девочка воспринимает инвалидов как существ другой породы, неизвестной и опасной. А еще за этим страхом может скрываться боязнь самой стать беспомощным человеком, перестать быть нужной родителям.
Как бороться. На примере того же надо объяснить, что человек бывает не настолько ограничен, как может показаться. И что, возможно, он живет полноценнее, насыщеннее некоторых, у кого все органы на месте. Если причина в том, что ребенок сам боится стать инвалидом, что его бросят, родителям надо подчеркивать : мы будем любить тебя при любых обстоятельствах, просто за то, что ты есть.
Страх смерти
Почему вдруг ребенок начинает бояться кукол или мертвых животных на улице?
Сначала о мертвых животных: так может проявляться страх смерти.
Как бороться. Надо сделать так, чтобы этот страх, раз уж его все равно не избежать, был минимальным. Ни в коем случае не говорить: «Мы все умрем, поэтому отстань!» Надо учить ребенка переключаться : да, смерти не избежать, но посмотри, сколько всего хорошего в жизни. Еще сказкотерапию можно попробовать: что жизнь не прекращается, а переходит в другую форму. Русалочка же не умерла, она стала дочерью воздуха. Какая-то капелька, упав с неба, перестает быть капелькой, но проникает в растение. Показать цикличность существования, которая отрицает конечность бытия.
Страх бессилия
Почему дети пяти лет говорят о «разбойниках, злых людях, монстрах» и ищут способы сразиться с ними? Дело в том, что подобные фантазии помогают детям справиться с естественными чувствами бессилия и уязвимости. Несомненно, сила монстров пугает и отталкивает детей, но им нравится представлять, что они побеждают то, чего боятся. Так они могут чувствовать себя более сильными и менее уязвимыми.
Родители с помощью эмоционального воспитания могут дать своим детям возможность почувствовать себя сильнее. Как и у малышей, самооценка детей этого возраста повышается, если им предоставляют выбор: что надеть, что есть, как играть и так далее. Еще одна важная стратегия — предоставление детям самостоятельности в том, что они уже умеют. Не важно, чему они учатся — мыть голову или играть в новую компьютерную игру, — детям нужно, чтобы родители помогали и направляли, но ни в коем случае не были навязчивыми.
Если ваш ребенок расстроился, что у него не получилось завязать шнурки на ботинках, не делайте это за него, потому что так вы покажете, что не верите в его силы. Вместо этого произнесите слова, свидетельствующие, что вы его понимаете, например: «Иногда очень сложно завязать длинные шнурки». Тогда, даже если ребенок все же попросит вас о помощи, он будет знать, что вы понимаете, что он испытывает.
Страх быть брошенным
Существует естественная причина, по которой дети зачарованно слушают такие сказки, как «Белоснежка», в которой отец умирает и оставляет дочь со злой мачехой. В этих историях проговаривается страх, общий для большинства детей дошкольного возраста, что однажды их могут бросить. Этот страх кажется детям очень реальным, и он очень широко распространен, поэтому родителям не следует использовать его ни в качестве угрозы, чтобы поддержать дисциплину, ни в качестве «шутки». Каждый раз, когда ваш ребенок выражает этот страх, используйте методы эмоционального воспитания, чтобы признать его чувства. Убеждайте детей, что вы всегда будете любить его и хорошо о нем заботиться.
Страх родительских ссор
Ссоры родителей могут сильно огорчать детей — они чувствуют, что это угроза их безопасности. Становясь старше, дети узнают, к чему могут привести родительские скандалы, и опасаются, что конфликт родителей закончится разводом. Кроме того, дети часто берут на себя ответственность за конфликт, считая, что они стали причиной ссоры родителей. Зачастую дети полагают, что они ответственны за сохранение семьи и в силах разрешить конфликт.
Родители должны стараться не разрешать детям принимать активное участие в своих конфликтах. Кроме того, если ваши дети стали свидетелями спора между вами и вашим партнером, следует показать им, как разрешился конфликт.
Психолог Марк Каммингс писал о том, что маленькие дети не очень хорошо понимают вербальные сигналы, зато быстро успокаиваются, если видят, как мама и папа обнимаются и мирятся.
Разговаривая с детьми об их страхах, не забывайте использовать основные приемы эмоционального воспитания: помогайте им распознать и обозначить свой страх, когда он появляется, сочувственно и чутко о нем поговорите и вместе придумайте способы борьбы с различными угрозами.
Причины возникновения детских страхов
Многие детские страхи носят универсальный характер, обусловлены генетической памятью об опасностях, которые ранее повсеместно подстерегали древнего человека. Они не являются отклонением в психике и со временем проходят сами по себе.
Можно проследить, как детское воображение порождает страхи, двигаясь по предсказуемой траектории развития человечества. Семимесячные малыши выражают беспокойство в отсутствие матери или другого человека, ухаживающего за ними. Восьмимесячные боятся незнакомых, а значит потенциально враждебно к ним настроенных, людей. Как правило, к двум годам это тревожная реакция на незнакомцев проходит. Лишь боязнь резких звуков и надвигающихся больших объектов остается с человеком на всю жизнь.
В возрасте двух лет появляется боязнь боли, высоты, одиночества. Может сформироваться страх животных и движущегося транспорта.
В 3–5 лет развивается боязнь воды, темноты, замкнутых помещений. Тревога может возникать в ответ на ожидание ночных кошмаров. Многие дети начинают бояться отрицательных сказочных персонажей и воображаемых чудовищ. Появление подобных страхов связано не только с богатым детским воображением, но и с боязнью наказания.
В шестилетнем возрасте становится ведущим страх смерти (своей и родителей). Он не всегда проявляется прямо, чаще косвенно — в виде боязни войны, заболеваний, нападений, пожаров, наводнений, землетрясений как вероятной угрозы жизни. Усугубляют страх объяснения малышу смерти, как состояния, когда человек засыпает и больше не просыпается. Малыш может начать бояться ложиться спать.
При достижении школьного возраста старые страхи, как правило, слабеют, но развиваются новые, социальные: боязнь опоздать, получить плохую оценку, то есть подвергнуться неодобрению со стороны взрослых.
В подростковом возрасте социальные страхи продолжают превалировать, но на первый план выступают опасения не соответствовать требованиям сверстников.
Также развитие фобии может спровоцировать:
• конкретное событие, которое его сильно напугало (наглотался воды в бассейне, укусила собака, заболел родственник);
• слишком эмоциональные предупреждения об опасности и панические реакции со стороны взрослых;
• внутрисемейные конфликты, виновником которых зачастую ощущает себя ребенок.
Иногда жалобы на разнообразные страхи со стороны ребенка — это попытка манипулировать родителями, чтобы добиться от них недостающих внимания, ласки.
С детскими страхами нужно уметь правильно бороться.
Отнеситесь серьезно к работе со страхами. Лучше в детстве уделить этому время, чем в подростковом или взрослом возрасте он столкнется с массой проблем. В последствие это будет сделать труднее.
Страх не является чем-то плохим, он всего лишь показывает слабые места. Помогая ребенку избавиться от фобий, вы так же прорабатываете свои страхи и проблемы и еще устанавливаете доверительные отношения с ним.
Страхи у ребёнка усиливаются, если их замалчивать и игнорировать, делать вид, что ничего не происходит. Много энергии уходит на подавление и контролирование состояния, ребёнку становится от этого тяжелее, поэтому первое, что надо сделать признать, что трудности такие есть и не отмахиваться от тревог и опасений ребёнка.
Быть чутким к состоянию ребёнка. Внимательно выслушивать, если он говорит о том, чего боится, уточнять, переспрашивать.
Проявлять сочувствие, если ребёнок боится, быть рядом и поддерживать. Ни в коем случае не стыдить и тем более не дразнить.
Попросить ребёнка нарисовать свой страх. Дальше можно поговорить о рисунке, добавить деталей и сделать его «нестрашным» или «смешным». Можно этот рисунок смять, разорвать, запереть в ящик стола, выкинуть или даже сжечь (пусть ребёнок подскажет варианты)
Вместе с ребёнком сочинять истории о героях, которые испытывали похожие страхи и справились с ними (способы справиться вы вполне можете посоветовать своему ребёнку, вы же взрослый).
Занимайтесь с ребёнком спортом, совместными подвижными играми - движения хорошо помогают справляться со стрессом и тяжелыми эмоциями, а присутствие близких всегда поддерживает.
Почему малышам легче справиться со страхами
А надо ли вообще бороться со страхами?
В дошкольном возрасте работа со страхами наиболее эффективна, так как впоследствии страхи наслаиваются друг на друга, вытесняются, маскируются — и приходится тратить больше усилий, чтобы добраться до корня проблемы. Работа со страхами у малышей вполне может идти без специального профессионального вмешательства.
Ребенок боится темноты — купите ему ночник; ночью его одолевают чудовища — создайте с ним магический предмет, который будет его защищать; ему страшно оставаться дома — возьмите ему домашнего питомца, с которым он будет проводить время, пока вы не вернулись с работы.
Ну и, конечно, огромный терапевтический потенциал несет в себе игра — волшебное действо, позволяющее ребенку в максимально безопасных условиях пережить ситуацию страха.
Страшное надо сделать смешным или ничтожным, а себя — большим и сильным.
А можно в буквальном смысле закопать свой страх в песок! Взять для этого фигурки, ассоциирующиеся со страхом (животные, насекомые, машинки, шприцы и тому подобное, или, если нет таковых, сделать их из пластилина, а потом торжественно закопать их во дворе или в тазике с песком.
Если ребенок хочет, то их можно достать, подержать в руках, посмотреть, какие они жалкие, и отправить в мусорку. Все эти несложные, но увлекательные действия оказывают колоссальное влияние на преодоление страхов детьми.
Как помочь ребёнку преодолеть страх?
• Уделяйте ребёнку больше внимания.
• Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
• Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
• Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
• Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
• Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.
Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?
• Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
• Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
• Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
• Не разрешайте перед сном смотреть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
• Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
• Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.
•
Работа с тревожным ребенком
Существует немало проверенных способов, как избавить ребенка от страхов :
• мышечная релаксация;
• сказкотерапия;
• игротерапия;
• арт-терапия;
• прием медикаментов.
Как помочь ребенку преодолеть страх и тревожность методом мышечной релаксации?
Используйте следующие упражнения.
1. «Драка». Помогает расслабить мышцы лица и рук, снять излишнюю агрессию. Нужно предложить малышу игру. Он поссорился с другом и готовится к драке: принял бойцовскую позу, сжал ручки в кулачки, затаил дыхание. А потом задумался: «А может драться с лучшим другом — плохая идея?» — разжал кулаки, выдохнул и расслабился.
2. «Штанга». Помогает снять напряжение с мышц спины. Игра в спортсменов-тяжелоатлетов с поднятием воображаемой штанги.
3. «Танцующие руки». Поднимающая настроение и высвобождающая подавленные чувства игра. На пол кладутся большие листы белой бумаги и выбираются на вкус ребенка мелки. Малыш ложится на спину так, чтобы его руки находились на бумаге. Включается музыка и кроха двигает руками в такт музыке, оставляя цветные следы на листах.
Попробуйте игры на телесный контакт («рисунок на спине», «руки танцуют», массаж или просто растирание тела. Еще один способ снятия нервного напряжения, который понравится малышу — раскрашивание лица красками. Можно использовать мамину косметику.
Как помочь ребенку справиться со страхами с помощью сказкотерапии?
Придумайте историю, описывающую предмет страха ребенка, и сочините счастливый конец. Можете даже разыграть целый спектакль, используя игрушки малыша. Отождествляя себя с героем сказки, который вначале боится, но затем мужественно справляется со злодеями и чудовищами, ребенок приобретает уверенность в своих силах.
Игротерапия в борьбе с детскими страхами.
Игра является ведущим психотерапевтическим методом в работе с детьми дошкольного возраста. Ролевые игры пробуждают активность и инициативность в ребенке, помогают приобрести навыки общения, способствуют развитию самостоятельности и умения контролировать эмоции.
Если малыш боится медицинского персонала, поиграйте в больницу. Обязательно дайте ему возможность побыть в роли врача. Если у ребенка страх темноты — поиграйте в смелых разведчиков. В какой-то момент кроха должен получить задание сходить на разведку в затемненное помещение и найти там спрятанную игрушку. После выполнения миссии храбрецу выдается медаль за отвагу.
Арт-терапия в коррекции детских страхов
Поскольку образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте, малышу куда проще изобразить свой страх на бумаге, чем описать его словесно. Конкретизация страха в виде рисунка помогает избавиться от неопределенности и дать выход своим негативным чувствам.
Арт-терапия дает возможность безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и смоделировать выход из сложившейся ситуации. Можно предложить ребенку способ на выбор :
• уничтожить «зло» (скомкать, порвать, сжечь рисунок);
• дорисовать защитный объект;
• добавить забавные детали, придав чудовищу смешной и нелепый вид;
приручить объект, например, подарить чудовищу цветочек и заставить его улыбаться, накормить собаку сосиской;
• помогите ребенку создать себе защитника (Это может быть плюшевый мишка)
• нарисовать рядом большого себя;
• поставьте малышу ночник;
• следите за тем, что ваш ребенок смотрит.
Как убрать страх у ребенка с помощью медикаментов?
Фармакологическое лечение страхов у детей имеет второстепенное значение. Малышу могут назначить медикаменты, их назначают для успокоения гиперактивных детей. Но они лишь снимают физические симптомы приступа паники, но не справляются с самим страхом.