Снежана Курицина
Консультация для родителей «Я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я сам!»
С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом – пусть пока ребенок остаётся ребёнком, а приучать его к правилам можно и позже. Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с трудом. И не всегда хочется доводить дело до конца, особенно если ничего не получается. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро формируется пассивная позиция.
Публикация «Консультация для родителей „Я сам“» размещена в разделах
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цепь деятельности, не отвлекаться. При этом формируется такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия “хорошо”, “плохо”. Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребенку трудно оценить поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослыми, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. Ребёнок радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: “Я хороший, потому что всё делаю правильно!”.
К моменту поступления в дошкольное учреждение дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства). При особой организации труд у детей с ограниченными возможностями здоровья может приобретать достаточно развитые формы, оказывая коррекционное влияние на их личностное развитие.
Воспитание таких детей происходит в так называемой “бытовой” деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для её организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать КГН и навыки самообслуживания.
Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т. д.) оборудование для элементарных трудовых действий (клеёнка, фартучки, тряпочки, лейки и т. д.) располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения.
Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков.
Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также предметные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же предметные игрушки могут использоваться в различных играх. Они формируют навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, в сюжетно-дидактических играх, используя при этом игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, стиральную машину, кроватки для кукол, посуду на кухне, парикмахерскую. Уточняя назначение этих предметов в ходе игр, применяя последовательные действия с инструментами и приспособлениями, дети с ЗПР имеют возможность к более лёгкому овладению полезными приборами и приспособлениями в реальной бытовой практике.
Мы предлагаем следующие варианты работы над формированием культурно-гигиенических навыков, доступные родителю в домашней обстановке:
Раздевание и одевание:
• Привлечение внимание детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.).
• Игры на определение порядка и непорядка в одежде (платье, шорты, трусики, майка, носки, колготки, туфли, тапочки, сапожки, ботинки и т. п.).
• Раздевание и надевание одежды в определённом порядке с помощью взрослого, по просьбе взрослого.
• Расстёгивание застёжек на “липучках”, пуговицах с помощью взрослого и самостоятельно.
• Застёгивание застёжек на “липучках”, пуговицах и застёжек-молний с помощью взрослого.
Умывание:
• Подворачивание рукавов одежды перед умыванием с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.
• Мытьё лица, рук в определённой последовательности с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.
• Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (твёрдое мыло, жидкое мыло во флаконе и с дозатором, полотенце).
• Пользование бумажными полотенцами (отрывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину).
• Выбор полотенца по символу с помощью взрослого, по указательному жесту (идентификация символического изображения над полотенцем и на соответствующей карточке) и по словесной просьбе взрослого. Пользование развёрнутым полотенцем для вытирания после умывания.
• Открывание и закрывание кранов с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.
Причё сывание:
• Пользование индивидуальной расчёской, нахождение её по соответствующему символу (выбирается одинаковая для полотенца, зубной щётки, расчёски картинка).
• Расчёсывание волос перед зеркалом с помощью взрослого (совмещённые действия, по подражанию и по словесной просьбе взрослого).
Уход за носом и ртом:
• Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды или в специальную сумочку.
• Сморкание в развёрнутый платок, складывание его в карман с помощью взрослого, по словесной просьбе взрослого.
• Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта с помощью взрослого, при напоминании взрослым и самостоятельно.
• Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой с помощью взрослого, нанесение зубной пасты на щётку с помощью взрослого и по словесной инструкции (“нажми на тюбик, остановись, достаточно” и т. п.). Чистка зубов перед зеркалом с помощью взрослого, с опорой на пиктограммы, картинки, изображающие последовательность действий.
Туалет:
Своевременное пользование туалетом (по напоминанию взрослого, при сопровождении в туалет взрослым, по словесной рекомендации взрослого и самостоятельно по необходимости). Пользование туалетной бумагой, мытьё рук после туалета при активной помощи взрослого.
Приё м пищи:
Поведение во время еды. Надевание при необходимости специальных фартуков для еды. Удержание ложки, чашки (в индивидуальных случаях могут использоваться чашки с двумя ручками); брать в ложку необходимого количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи.
Трудовые поручения:
• Поддержание порядка в комнате: принести нужную вещь, поднять разбросанные игрушки, положить игрушки на место, сложить в коробку кубики, поставить в “гараж” машины, положить книги на полку и т. п.
• Уход за домашними растениями :поливать из лейки цветы, рыхлить землю палочкой или детскими лопатками.
• Уход за рыбками, птицами и животными: кормить совместно со взрослыми, наливать воду в мисочку.
• Участие в приготовлении еды совместно со взрослыми: приготавливать необходимые для этого кухонные приборы (доска, скалка, формочки, противень, раскатать тесто на доске, вырезать формочками тесто, класть готовые печенья на противень, намазывать пластмассовым ножом масло, крем на булку, печенье.
• Подготовка стола совместно со взрослыми к завтраку, обеду, полднику и ужину: ставить на стол чашки, салфетницы, класть салфетки. Убирать со стола: уносить по одному приборы в мойку, вытирать со стола тряпочкой, сметать крошки щёткой-смёткой на совочек.
Темп современной жизни настолько напряжён, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда ребёнок справится с поручением самостоятельно. Например: покормить ребёнка, убрать за ним игрушки, одежду, вытереть ему нос и т. д. Такой подход рождает в поведении ребёнка инфантилизм, синдром беспомощности, нерешительности.
Важно поддерживать усилия ребёнка, вовремя помогать, подчёркивать полезность осуществлённой работы. Например: “Как красиво ты сам (а) положил (а) свою одежду на стульчик или в шкафчик”. “Ты стала совсем взрослая как мама, разобрала аккуратно кровать”. “Мы ловкие, сильные, быстро уберём игрушки на свои места и пойдём гулять”.
Через воспитание и формирование у детей культурно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, с которым они в состоянии справиться. Совместными усилиями родителя и педагогов ребенок может достичь необходимой степени самостоятельности и независимости.