Петраченко Мария Олеговна
Консультация для родителей «Игровая деятельность при развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Публикация «Консультация для родителей „Игровая деятельность при развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите:»А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь не надо даже быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Как же использовать игры правильно?
Подбирая игры, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принцип отбора:
от простого к сложному (сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха);
принцип последовательности;
принцип систематизации.
В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, речевой слух.
Игры для развития речевого слуха: «Угадай, чей голос», «Лягушки», «Хлопки».
Игра «Запомни слово».
Цель. Развитие речевого слуха, накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры. Называете 5-6 слов, играющие должны их повторить в том же порядке. Пропуск или перестановка- проигрыш, нужно платить фант. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.
Игра для развития фонематического слуха: «Красный- синий».
Цель. Нахождение гласных, согласных звуков в звуковых рядах, воспринятых на слух. Оборудование: по 2 кружка каждому учащемуся.
Описание игры. Определить гласный (красный кружок, согласный звуки (синий кружок). Дети соответственно поднимают кружки: - Много звуков есть на свете. Шелест листьев, шум дождя. Отгадайте же вы, дети, Какой звук скажу вам я? -[ А], [О ], [ У], [П ], [Б ], [Р ], [ Ю] и т. д.
Игры для активизации артикуляторной моторики:
«Весёлые клоуны», «Заборчик», «Блинчик» и т. д. Игра «Блинчик»
Цель: учиться удерживать широкий язык в спокойном
состоянии до 10 секунд.
Оборудование: на фото изображено лицо с
соответствующим артикуляционным положением губ, языка.
Под картинкой лица значительно меньших размеров -
изображение сковороды с блином.
Описание игры.
:Язык как блинчик положи, Под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять, Язычок теперь убрать.
Игра «Почистим зубки» Цель: активизация мышц языка
Оборудование: зеркало, изображение лица с необходимым артикуляционным укладом.
Описание игры. Языком проводить по внутренней стороне зубов, затем по внешней:
Чистим зубки по утрам, По утрам и вечерам. Чтобы зубки не болели, Всё кусали и всё ели!
Игры на развитие речевого дыхания и голоса: «Одуванчики», «Пузырь», «Приятный запах», «Эхо» и др. Игра «Пузырь».
Цель: развитие длительного плавного вдоха. Активизация и дифференциация звуков С -Ш.
Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя сдутый пузырь. Затем, повторяя за логопедом: Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся дети поднимают головы и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу: «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося: сссссс, подражая выходящему воздуху. Затем шар снова надувается: дети произносят: шшшшшш, подражая раздувающемуся шару.
Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Данные игры положительно сказываются на развитие речи детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, в середине занятий, такая гимнастика является и физкультминуткой и служит сразу двум важным целям.
Игра «Дружба».
Цель: соединить одновременно пальцы обеих рук, развивать ритмическое касание одноимённых пальцев рук. Описание игры. Ритмично касаться пальцев рук, начиная с мизинцев. Упражнение сопровождается чтением стихов:
Дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в замок)
Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики (ритмичные касания одноимённых пальцев) Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять (ритмичное касание) Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное касание) Мы закончили считать.
Игры для развития правильного звукопроизношения. Здесь речевые игры используются с целью вызывания правильного звука, его закрепления, т. е. автоматизации в открытых, закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах,во фразовой речи. Игры: «Аэродром», «Поезд», «Чудесный мешочек», «Солнышко и дождик» и др.
Игра «Аэродром»
Цель: автоматизация изолированного звука Р или Л, а так же автоматизация в слогах: ла, ра, ло, ро, лы, ры, лу, ру и т. д, автоматизация звука Р со стечением согласных ДРРРРА, ДРРРО, ДРРРРЫ, ДРРРУ, ТРРРРА, ТРРРРО, ТРРРРЫ И Т. Д. Оборудование: рисунок неба с облаками, земли, игрушка самолёт.
Описание игры. Самолёт заводится на стоянке (в зависимости от цели РРРРР или ЛЛЛЛЛ, взлетает: РРРР, летит, поломка: ДРРР, ТРРР, посадка.
Необходимо строить занятия так, чтобы они способствовали расширению у детей словаря, формированию грамматического строя речи, развитию функции языкового анализа и синтеза, совершенствованию психофизических функций, творческой инициативе детей.
Игра «Сколько слов?»
Цель: дать детям понятие «слово».
Оборудование: книга, кукла, карандаш, мяч.
Описание игры. Педагог объясняет, что все предметы имеют своё название. Называет разные предметы: книгу, куклу, карандаш. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов, повторите эти слова. А теперь внимательно послушайте и посчитайте, сколько я произношу слов: дом, цветок. Какое первое слово, какое второе? А сейчас сами придумайте по одному слову. (По два слова, по три.) Для закрепления понятия «слово» потребуется несколько занятий и много речевых игр.
Например, игра «Кто это? Что это?» Детям даётся понятие о словах, обозначающих живой или неживой предмет. Игра «Ателье» поможет разобраться в классификации одежды по сезонному признаку, активизировать в речи детей прилагательные. Игры «Вспомни и назови», «Четвёртый лишний» помогут закрепить обобщающие понятия, группировку предметов по их признакам или назначению, т. е. ознакомят детей с использованием в речи существительных.
Игры «Кто как передвигается», «Скажи наоборот», «Угадай, про кого скажу» и другие учат детей слышать слова, обозначающие действия, удерживать в памяти ряд действий, соотносить действие со словом, расширяют глагольный словарь.
Чтобы обучать детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе, падеже, следует предложить детям игры, которые научат их выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму).
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Научить детей самостоятельно составлять предложения на определённую тему с помощью опоры на игру, наглядность, действие, логопед переходит к формированию связной речи. Здесь нам на помощь приходят игры - диалоги, которые требуют быстрого включения в ситуацию. Составление рассказа по серии сюжетных картинок является одним из первых и наиболее важных разделов при работе по формированию связной речи. Серии картинок являются планом или схемой пересказа. По ним легко усваивается последовательность действий. Здесь важен ответ на вопрос: «Что делают?» Далее можно подготовить развёрнутый ответ целым предложением и затем подвести детей к полному рассказу. Все эти виды помогают подойти к связному рассказу по сюжетной картинке.
При обучении детей составлению описательного рассказа перед логопедом встаёт несколько задач. Прежде всего, надо подобрать наглядный материал, который отражает жизненные наблюдения и впечатления детей. Рассказ должен быть небольшим, построен логично и последовательно. При формировании связной речи детям помогут игры: «Поможем Незнайке описать предмет»(составить рассказ, правильно расставить картинки) «Поможем Буратино описать время года», «Кто больше знает» и др.
Прекрасным средством для развития интонации и выразительности речи являются чистоговорки, стихи, считалки. Краткие по форме, ритмичные, напевные они вызывают в детях эмоциональный отклик, заинтересованность.