Светлана Крюкова
Консультация для родителей «Играем в народные игры в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности, воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этих задач.
Существует известное высказывание, ставшее народным: [i]«Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».[/i]
Л. А. Лямина
Публикация «Консультация для родителей „Играем в народные игры в детском саду“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народные игры в детском саду. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать, и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры.
Правила проведения игр
На успех игровой деятельности влияет ряд факторов:
1. Возраст. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения.
2. Место проведения. Это может быть зал, комната группы, коридор или улица. Помещение перед игрой должно быть хорошо убрано и тщательно проветрено.
3. Количество игроков. Включать в игру сразу всех детей необязательно, тем более, если комната небольшая. Лучше разделить малышей (играющие и судьи, мальчишки и маленькие леди и т. д.).
4. Инвентарь. Мячики, скакалки и всё, что может потребоваться в процессе игры, должно быть подготовлено заблаговременно.
Игры и забавы можно разделить:
1. По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы — с отношением к природе. Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.
2. По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.
3. По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.
4. По сложности содержания. Чем младше дети, тем проще игра.
Игры отличаются принципом проведения:
• хороводные (к примеру, «Каравай»);
• сидячие (например, «Кольцо»);
• подражательные («Заинька»);
• с преследованием («Селезень»);
• с выбором (участник после определённых движений и слов выбирает следующего – «Ручеёк»);
• с диалогом («Что ты делаешь, коршун»);
• игры-забавы («Я змея»).
Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные игры и с преследованием. Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старшей и подготовительной группы — сидячие, игры с диалогом.
1. Перед началом игры необходимо продумать и подготовить:
• место игры (уличная площадка, игровая комната.)
• оборудование (стулья, стол, скамейка и т. д.);
• игрушки и необходимые инструменты (мячи, скакалки, детские бубны, маракасы и пр.).
2. Для проведения большинства игр необходим ведущий. Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:
• Считалочка
Шел баран
По крутым
Горам.
Вырвал травку,
Положил
На лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет
•
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит, это он
Выходи из круга вон
•
На дороге скрючив ноги
На гвоздях сидели йоги.
Тридцать дней не есть, не пить
Все равно тебе водить.
•
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит,
Если веришь, стой и жди,
А не веришь – выходи
•
Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А водить тебе велели
•
Бегают вокруг маслёнки
Симпатичные девчонки.
Раз, два, три -
Догонять их будешь ты.
3. Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут
Игры для младшей группы
Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные и игры с преследованием.
«У бабушки Малан
ьи»[/i]
Инструкция:
Дети повторяют движения ведущего-воспитателя, которые иллюстрируют стихотворение.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…
(воспроизводят действия, показанные Ведущим).
"Руче
ек"[/i]
Инструкция:
1. Дети становятся парами (желательно мальчик с девочкой).
2. Тот, кому пара не досталась, проходит под аркой рук и выбирает себе партнёра.
3. Новая пара становится в конец ручейка.
4. Оставшийся одиночка таким же образом ищет пару себе.
«Дуда
рь»[/i]
Инструкция:
1. Дети становятся в круг.
2. Выбирается ведущий (Дударь).
3. Дети идут по кругу со словами и выполняют движения по тексту.
Дударь, Дударь, дударище.
Старый-старый старичище,
Его во колоду, его во сырую….
Дударь, Дударь, что болит?
4 .Ведущий называет часть тела (например, голова).
дети продолжают двигаться, держась за голову.
5. Игра продолжается 2-3 раза, в последний раз Дударь говорит: «Ничего!» и догоняет детей.
Игры для средней группы
Кроме уже упомянутых выше, для детей этого возраста можно предложить несколько вариантов.
«Со
ва»[/i]
Инструкция:
Ах. Ты, Совушка-сова,
Золотая голова,
Что, ты, ночью не спишь,
Все на нас глядишь?
1. Выбираем сову, остальные — мыши.
2. Сова кричит: «Утро!» и дети бегут.
3. На слово «День» реакции нет никакой. А на «Вечер» мыши начинают пищать.
4. Сова говорит: «Ночь», игроки собираются вокруг неё.
5. Ведущий начинает шептать каждому участнику что-то смешное.
6. Кто рассмеялся или сделал какое-то движение, выбывает.
«Лягушки на боло
те»[/i]
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.
Инструкция:
1. С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:
Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.
2. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото.
3. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля.
4. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман.
5. Игра возобновляется.
«Золотые воро
та»[/i]
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой
Инструкция:
1. Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
2. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
2. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
3. С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
4. Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Игры для старшей и подготовительной групп
В играх для этого возраста задания становятся более разнообразными и охватывают больше сфер развития.
«Колеч
ко»[/i]
Инструкция:
Колечко-колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
1. Дети садятся на лавочку и смыкают ладони ракушкой.
2. Ведущий подходит к каждому и вкладывает одному кому-то предмет, который имитирует колечко.
3. Затем поёт песню.
4. Задача того, кто с колечком, после этих слов убежать, а остальных игроков — догадаться у кого «колечко» и удержать его за руки. Если удалось, то «кольцо» передаётся тому же ведущему. Если же игрок убежал, то он становится ведущим.
«Баба Я
га»[/i]
Инструкция:
Бабка Ежка - костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А, потом и говорит: «У меня нога болит!»
Пошла она на улицу, раздавила курицу!
Пошла на базар – раздавила самовар!
Пошла на лужайку – испугала зайку!
1. Выбираем Бабу Ягу считалочкой.
2. Она берёт в руки веник и становится в круг. Остальные игроки бегают вокруг и дразнят её.
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.
Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Считается, что, только народные игры для дошкольников являются истинно художественной и естественной основой для успешного воспитания.