Олеся Левченко
Консультация для родителей «Играем с детьми во время прогулки»
▼ Скачать + Заказать документы
Многолетний опыт работы учителей-логопедов показывает, что речь и движения – взаимодополняющие друг друга понятия, поэтому, развивая общую и мелкую моторику, мы тем самым стимулируем и развитие речи у детей.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им
приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Публикация «Консультация для родителей „Играем с детьми во время прогулки“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.
Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» – «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.» – «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья.». К 3-4 годам дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.). Когда Вы вместе с ребенком, рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?». Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств, предметов закрепляются в словесных играх.
Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек.» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента.» - «А что шире - ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота»,
«ширина» и др.
На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Игры с мячом, используемые на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Игра в мяч положительно влияет на развитие общей моторики, поднимает ребенку настроение и главное помогает решать коррекционные задачи по исправлению речи. Эти игры универсальны, они подходят для разного количества детей, их можно использовать как на природе в компании детей своих друзей, так и в обычном детском саду.
Для подвижных летних игр не понадобится серьезный спортивный инвентарь, очень часто достаточно небольшого мяча (мячей).
Подвижные игры очень рано входят в жизнь детей. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.
Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности.
Подвижные игры несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку.
В активном движении, ребенок, как правило, «сбрасывает» все негативное, накопленное им за определенный период. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и
самостоятельности, преодолению затруднений, развивая в них рефлексию и волю.
Подвижные игры способствуют развитию и внимания, и воображения, мышления и развития речи. Особенно это касается спортивных игр, когда дети играют все вместе. В этом случае игры влияют на формирование качеств личности, поскольку ребенок учится считаться с мнением других, работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Это очень важно для его жизни в социуме, поскольку ему
придется все это делать и там, во взрослой жизни.
Таким образом, спецификой подвижных игр, направленных на развитие речи является то, что их использование не только развивает общую моторику, но и активизирует детей. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.
Играть можно и с одним ребенком или двумя, но игры с группой детей более конструктивны и результативны. Игры могут быть разнообразны, но их все объединяет активность и соревновательность детей. Это разного рода эстафеты, активные двигательные игры и пр.
Индивидуальные игры строятся на интересе ребенка и умелой организации взрослого.
Ребенку скучно играть одному, поэтому для взрослого нелишне поиграть с ним. К примеру, попрыгать на скакалке, «повисеть» на турнике. И ребенку приятно, и взрослому полезно.
Как правило, содержание подвижной игры составляют ее сюжет, правила и двигательные действия.
Используя специальные игры можно решить несколько задач:
-Эмоционально положительный настрой на взаимодействие с логопедом.
-Преодоление речевого дефекта
-Закрепление и отработка полученного звукового навыка.
-Формирование фонетических процессов, в дальнейшем которые способствуют чистому звукопроизношению.
Подвижные игры
-Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.
-Игры с мячом положительно влияют на гиперактивность детей.
Примерный перечень игр, использованный на прогулке с детьми, имеющих речевые нарушения:
Игры с мячом
1. Игра : «Повтори звук».
Цель: развитие фонетических процессов, закрепление знаний гласных звуков.
Ход игры: взрослый называет цепочку из гласных звуков, если дети услышат звук «А», стукните об пол поймав мяч, повторите этот звук.
2. Игра : «Тихо- громко».
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, формирование силы голоса.
Ход игры: дети пропевают звуки вслед за взрослым. По мере движения (подбрасывая мяч вверх) дети увеличивают силу голоса, бросая мяч вниз, дети понижают силу голоса.
3. Игра : «Хитрый слог».
Цель: развитие фонетических процессов
Ход игры : взрослый просит детей послушать слоги и повторить только тот слог в котором есть звук [ш] (например) и выборочно бросает мяч кому-то из детей. Ребенок должен внимательно слушать произнесенные слоги и повторить только тот в котором был заданный звук например ш (он-ор-ос-ош -оч).
4. Игра : «Слова».
Цель: Развитие фонематического слуха
Ход игры: Взрослый обращает внимание детей на произнесенные им слова и поочередно просит повторить только те слова, в которых есть заданный звук например звук р. (лак- мак-рак-шаг) .
Взрослый бросает мяч и говорит: Маша послушай слова, которые я сейчас назову и повтори за мной только то слово, в котором ты услышишь звук [р].
Ребенок называет слово и бросает мяч участнику игры.
5. Игра : «Назови братца».
Цель : закрепление знаний о согласных звуках.
Ход игры: взрослый объясняет детям то что у согласных звуков есть братцы: у большого брата звука [м] есть маленький братик [м’], у звука б есть маленький братик [б’]. Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч, и называть большого братца какого-нибудь звука, а вы подумайте и назовите мне маленького братца этого звука и перебросите мяч мне обратно.
6. Игра : «Внимательный малыш».
Цель игры: развитие мышления и фонетических процессов.
Ход игры: взрослый ребята сейчас я буду бросать вам мяч и называть предметы. Если я назову живой предмет, вы стукните мячом по полу, если неживой подбросите вверх и передадите соседу. В игре должны принять участие все, кто находится в кругу.
7. Игра : «Закончи рифмовку».
Цель игры: развитие фонематических процессов.
Ход игры: взрослый произносит рифмовку, поочередно бросает мяч детям и просит придумать соответствующие завершение рифме.
Пример рифмовок:
Ша-ша-ша-в кастрюле варится ….ЛАПША Ро-ро-ро под землей везет…. МЕТРО
Ол-Ол-Ол на кухне деревянный…. СТОЛ Со –со-со у машины круглое ….КОЛЕСО За- за –за у меня два ….ГЛАЗА
Цо-цо-цо снесла курица …ЯЙЦО
Жи-жи- жи- в лесу колючие….ЕЖИ. и. т. д.
8. Игра : «Попробуй отгадай!»
Цель игры: развитие фонематических процессов.
Ход игры: взрослый произносит слова и просит детей передавать мяч по кругу, но если в словах будет звук [р], то детям нужно бросить мяч обратно взрослому. Если услышите в словах звук [р’], то так же передайте мяч мне т. к звук [р’] это младший братик звука [р].
9. Игра : «Где спрятался звук?»
Цель игры: развитие фонематических процессов
Ход игры: взрослый называет слова и выделяет в нем тот или иной звук называет его дольше или громче. Ребенок должны внимательно послушать и назвать звук, который спрятался в слове. Например : «молллоко –звук [л]., камышшш-звук [ш].,р р ручка-звук [р]. Для выделения используются согласные твердые и
мягкие звуки.
10. Игра : «Неправильные слова».
Цель :развитие фонетических процессов.
Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку и неправильно называет слова. Ребенок должен внимательно послушать и перебросить мяч взрослому и правильно назвать
«неправильное» слово.
Пример: Саса-Саша, Фонай-фонарь, волона-ворона.
Предлагая эту игру, взрослый учитывает произносительные возможности ребенка и не предлагает ему те варианты, с которыми они не могут справиться.
Подвижные игры
Мушки и стрекозы
( дети делятся на две команды: «Стрекозки» и «Мушки»
Стали жаловаться мушки:
«Нам стрекозы–не подружки Всё мечтают нас поймать,
А мы будем улетать»
(«Стрекозки» догоняют разбегающихся в россыпную «Мушек»)
«Крот»
(дети взявшись за руки идут по кругу, проговаривая слова)
Встали дети в хоровод, А из норки вылез крот.
Плохо видит он, незрячий! А Дюймовочку мы спрячем!
(«Дюймовочка» стоит в центре круга. Ребёнок в шапочке «крота» бегает за кругом, стараясь в него проникнуть)
«Воробышек»
(дети хором проговаривают слова)
«Воробышек - воробей, Улетай-ка поскорей Надоели кошке мыши Затаилась и не дышит. Воробышек- воробей,
Бойся кошкиных когтей»
(ребёнок в шапочке «кошки» догоняет разбегающихся в россыпную детей)
«Лиса-Лизавета»
(дети хором проговаривают слова)
«Лиса - лиска, Лизавета, Не сиди там до рассвета. Ты из норки вылезай
И кого-нибудь поймай!»
(ребёнок в шапочке «лисы» догоняет разбегающихся в россыпную детей)
«Пчёлы и медведи»
( дети делятся на две команды: «Пчёлки» и «Мишки»)
Полосатые мы пчёлки, Носим в улей сладкий мёд. В соты ловко его прячем, Мишка мёд там не найдёт!
(«Пчёлки», взявшись за руки ходят по кругу, проговаривая свои слова)
Ну а мы, Медведи-Мишки Любим сладким закусить. Нападаем мы на ульи,
И хотим их разорить!
(«Мишки» стоят за кругом и в окончании своих слов стараются проникнуть в «улей»)
Игры на координацию речи с движением
Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище вправо, влево.
Больше спать не захотел, Туловище вперед, назад.
Шевельнулся, потянулся, Руки вверх, потянуться.
Взвился вверх и полетел. Руки вверх, вправо, влево
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит, и вьется. Покружиться.
Бабочка.
Словно бант у нашей Ани, Бегут по кругу, изображают полёт
бабочки.
Эта бабочка-краса
Кружит, вьётся над цветами, Кружатся на месте, взмахивают руками, как крыльями.
Где, как мёд, блестит роса.
ОДУВАНЧИК
Как воздушный шар на ножке, Стоят на носочках, сомкнув руки над головой.
Одуванчик у дорожки. 2 раза делают наклоны вправо - влево.
Одуванчик – шарик белый. Опять поднимаются на носочки.
Дунул я. И улетел он. Дуют, округлив губы, не раздувая щёк,
разбегаются.