Галия Саттарова
Консультация для родителей «Играем и речь развиваем»
Консультация для родителей: «Играем и речь развиваем»В 4 года, после кризиса трёхлетнего возраста, активизируется подражательная деятельность ребёнка. Ребёнок выбирает образец для подражания и пытается соответствовать ему во всём. В этом возрасте развивается критическое мышление, способность анализировать поступки, события, делать определенные выводы, корректировать свое поведение, совершенствуется психомоторное развитие ребёнка. Дети становятся более выносливыми, активизируется их познавательная деятельность, расширяются знания об окружающем мире, интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности — изобразительная, конструктивная, трудовая. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, которая положительно влияет на развитие речи. Дети могут излагать свои мысли, пересказать небольшой рассказ, прочитанную взрослым сказку, описать какой – либо предмет, поделиться своими впечатлениями от просмотренного спектакля, мультфильма. Уважаемые родители, представляю вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию речи ваших детей.
Публикация «Консультация для родителей „Играем и речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Выбери самое нужное.
Игра поможет ребёнку отличать главное от несущественного, развивать логическое мышление. Взрослый перечисляет разные слова, связанные с каким-либо объектом, а ребёнок выбирает несколько самых важных слов, обозначающих то, без чего объект не может обойтись. Например, лес: деревья, лесник, муравейник, волк, медведь, трава, дуб, птицы. Помогите ребёнку научиться рассуждать: «Может ли быть лес без деревьев? Нет. Значит «деревья» — первое главное слово. В каждом ли лесу есть лесник? Нет, значит лес может быть без лесника. А бывает ли так, что в лесу не растет трава? Нет, значит «трава» — второе главное слово и т. п.».
Можно рассматривать различные категории:Река: вода, берег, рыба, песок, камни, лодка.
Огород: овощи, лейка, огурцы, земля, грядки, пугало.
Автобус: колеса, пассажиры, кондуктор, руль, мотор и т. п.
"Мамы и дети" (Прочитайте ребенку стихотворение О. Чусовитиной): У собаки есть сынок —
Это маленький щенок,
И у кошки есть ребёнок —
Это беленький котёнок.
А у курицы-наседки,
Есть цыплята — тоже детки.
У лошадки есть ребёнок —
Длинноногий жеребёнок.
А в лесу живёт волчица
И волчатами гордится.
И у птички тоже детки –
Птенчики сидят на ветке.
После прочтения стихотворения поиграйте в игры с мячом (нет мяча, можно кидать друг другу мягкую игрушку): «Большие и маленькие», «Назови семью», «Мамы и детёныши», «Один, два, много» Взрослый называет маму (детёныша); например, Сова, и кидает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, называет – совёнок, кидает мяч обратно взрослому. (Взрослые животные и их детеныши, например, белка-бельчонок, корова-теленок, медведица-медвежонок и т. п. Семья: Петух, курица, цыплёнок, цыплята. Один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят, много цыплят. Взрослый может меняться ролями с ребёнком).
"Мы - поэты"Взрослый перечисляет несколько слов, в их число должны входить рифмующиеся слова, например: «дом, лес, сачок, жучек, диван, конь, огонь и т. п.». Спросите у ребёнка, не услышал ли он слова, похожие друг на друга? Объясните ребёнку, что такие слова называются рифмами. Поиграйте с ребёнком в такую игру. Пусть он вам назовёт слово, а вы придумаете рифму, затем поменяйтесь ролями.
Примеры:
Ночь - дочь, точка – дочка, солнце - оконце, улица - курица, лужок – дружок – кружок, тень - пень - лень и т. п.
Попробуйте вместе придумывать рифмованные строчки: вы придумываете начало, делая паузу перед последним словом.
Маленький мальчик скачет, как. (зайчик).
Как у нашей елки - зеленые. (иголки).
Маленькие ножки бегут по (дорожке).
Маленькая мышка не читает. (книжки) и т. п.
"Мы - следопыты"Заранее подготовьте цветные картинки одиночных предметов. Показывая по одному рисунку, попросите ребёнка перечислить все составляющие изображенного предмета, например: «Это дом. У него есть крыша, труба, окна, дверь, крыльцо. Это легковая машина. У машины есть кабина, крыша, багажник, колёса, руль, педали. Это стул. У него есть спинка, сиденье, четыре ножки и т. п.». Чтобы заинтересовать ребёнка, придумайте сюжет игры, например, к нам в гости пришёл Лунтик (это может быть любимый сказочный герой, маленький бельчонок из леса и т. д., он не знает, из чего состоят многие предметы, расскажи ему, пожалуйста. Усложняя задание, показывайте малышу изображения людей, предлагая описывать детали одежды, цвет глаз, длину волос.
Все, что вокруг. «Я самый внимательный» Игра развивает наблюдательность, внимание, память, речевые навыки. Игра можно провести в форме соревнования: участники поочередно называют по одному предмету, находящиеся вокруг них. За каждый ответ дается фишка. Если слово повторяется, то ход передаётся другому участнику. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
Коробочка с подаркамиВ коробочку положите несколько разных игрушек. Предложите ребёнку устроить день рождение для кукол (для мягких игрушек). Выберите именинника, рассмотрите подарки, сложенные в коробочку. Рассматривая подарки, давайте краткую характеристику каждому предмету: «Посмотри, здесь есть карандаш, он - красный, тонкий, деревянный. А вот – зелёный круглый мяч. Да тут еще и коричневый, мягкий медвежонок и т. п.». Договоритесь с ребёнком, какой подарок принёс каждый гость. Сложите подарки в коробочку. Обыграйте сценку, как гости поют песенки, рассказывают стихи имениннику, вместе танцуют, а затем приступайте к раздаче подарков. Прежде чем вручить подарок, перечисляйте его признаки: «Мальчику Диме, кукла Маша подарила круглый зелёный.» — ребенок должен угадать, о чем идет речь. «Мишутка подарит Диме тонкий красный.» и т. д.
«Скажи наоборот»Взрослый называете имя существительное, а ребенок подбирает слово, противоположное по значению (лето — зима, холод - жара, день – ночь, пол — потолок). Затем взрослый называет имена прилагательные, глаголы, наречия: мокрый – сухой, белый — черный, теплый — холодный, светлый – тёмный, грязный – чистый, толстый – тонкий, высокий – низкий, сильный – слабый, поднять - опустить, встать — лечь, бежать – идти, быстро – медленно, тихо – громко, жарко - холодно и т. п. Чтобы ребёнок не заскучал, предложите поиграть с капризным мышонком. Мама говорит ему: «Уже ночь, пора спать», — а капризный мышонок в ответ: «Сейчас день!». Мама: «Я дверь открою», — «А я закрою!».
Небылицы Расскажите ребёнку, что такое небылицы. Прочитайте ребенку стихотворные «небылицы». Попросите рассказать о том, что неправильно описал автор. Как бывает на самом деле. Попробуйте сами придумывать небылицы. Это увлекательно, и интересно. Игра учит фантазировать, развивает творческое воображение, внимание, логическое мышление, память, связную речь.
Н. Станкевич
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть,
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей,
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
К. Чуковский
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
Русская народная небылица:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Список литературы. 1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2017. - 240 c.
3. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. - 144 c.
Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
4. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. - М. : Просвещение, 2000.
5. 1000 скороговорок для развития речи. - М. : АСТ, 2015. - 160 c.