Анна Маслова
«Развиваем внимание и логическое мышление детей». Консультация для родителей и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: "Развиваем внимание и логическое мышление детей"
В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления "вплетено" в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако вначале значения слова (понимание его) слитно с конкретным примером (предметом, то есть не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово со множеством предметов, тем самым объединяя их друг с другом, между собой. Постоянно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи "по - своему", действенным путем. Формировать наглядно - действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия.
Публикация «„Развиваем внимание и логическое мышление детей“, Консультация для родителей и воспитателей» размещена в разделах
На основании наглядно - действенного мышления формируется и более сложная форма - наглядно - образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии. I стадия соответствует игре - действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается. На II стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.
Наглядно - действенное и особенно наглядно - образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка соответствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно Речь приобретает планирующую функцию.
Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно - логическим.
Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, то есть знания об общих и существенных признаков предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Но между словами - понятиями и словами - представлениями ребенка есть существенные различия. Детские представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.
С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия, затем идет замена ребенком реальных действий развернутым рассуждением.
В конечном счете рассуждения начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи.
Итак, возрастной переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению может быть ускорен путем специально - организованного обучения.
Возможности формирования логического мышления можно использовать лишь в той или иной степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний, но не подчинять весь строй мышления ребенка логике.